Достопримечательности Южного Крыма

Южный берег Крыма - один из самых популярных и красивых регионов Крыма. На прибрежной полосе у подножия Крымских гор располагаются знаменитые курорты с красивыми названиями: Ялта, Алушта, Алупка, Мисхор, Гурзуф, Ливадия, Ореанда, Гаспра, Форос, Симеиз, Партенит. По побережью много «диких» пляжей и прекрасных мест для отдыха. В окрестностях много памятников природы, истории и культуры. Среди достопримечательностей южного Крыма особо стоит отметить: Никитский ботанический сад, дом-музей Чехова, Ливадийский, Алупкинский и Массандровский дворцы, водопад Учан-Су, Поляна сказок.

Ласточкино гнездо

памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра на южном берегу Крыма. Первое деревянное строение на этом месте было возведено для отставного русского генерала после русско-турецкой войны 1877—1878, его можно увидеть на полотнах известных художников-маринистов: И. К.

Айвазовского, Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбова, а также на фотографиях того времени. Вторым хозяином этой удивительной дачи стал придворный врач, служивший в Ливадийском дворце, А. К. Тобин. О нём также осталось очень мало сведений. После его смерти домиком некоторое время владела вдова, которая продала участок московской купчихе Рахманиной. Она снесла старое здание, и в скором времени появился деревянный замок, названный ею «Ласточкино гнездо».
Свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря русскому нефтепромышленнику П. Л. Штейнгелю (племяннику известного строителя российских железных дорог барона Рудольфа Штейнгеля), который любил отдыхать в Крыму. Штейнгель приобрёл на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах Рейна.

Воронцовский дворец в Алупке

один из самых известных и необычных памятников архитектуры Крыма — возвышается над Черным морем в окружении великолепного парка. Алупкинский дворец, шедевр архитектуры романтизма, строили почти 20 лет, с 1828 по 1848 год, по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского 
 края, аристократа и англомана графа Михаила Семеновича Воронцова. Граф самолично выбрал место для своей крымской резиденции на живописном каменном мысу у подножья горы Ай-Петри в малоизвестном татарском селе Алупка. Органично вписать здание дворца в окружающий ландшафт удалось англичанину Эдварду Блору — автору замка Вальтера Скотта в Шотландии, придворному архитектору британской короны. Английский парк дворца — произведение немецкого садовода-ботаника Карла Кебаха, которого Воронцов пригласил в Крым в 1824 году. Карл Кебах четко спланировал парк по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами.

Ливадийский дворец

Ансамбль в стиле итальянского ренессанса XV–XVI веков располагается в трех километрах от Ялты. Ливадийский дворец — бывшая резиденция российских императоров и последнее сооружение, построенное для семьи Романовых. Свой нынешний облик дворец обрел в начале XX века при императоре Николае II. После революции в здании размещался 
крестьянский санаторий, во время войны — полевой госпиталь. Ливадийский дворец стал резиденцией американской делегации, когда на Ялтинскую конференцию в конце Второй мировой войны приехали руководители держав антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании. Сегодня в историческом здании-музее для посетителей открыты мемориальные кабинеты-библиотеки Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля, а также экспозиции, посвященные семье Романовых: рабочий кабинет императора, спальня Их Императорских Величеств, классная комната великих княжон.

Массандровский дворец

 Строительство дворца началось в 1881 году по заказу князя Семёна Михайловича Воронцова. Проект в стиле Людовика XIII был разработан Этьеном Бушаром. В 1882 году в связи с кончиной князя Воронцова строительство дворца остановилось. 
В 1889 году имение было приобретено Удельным 
ведомством для императора Александра III. Дворец принадлежал Александру III, затем Николаю II. Царствующие особы посещая Тавриду часто наведывались в этот дворец, но никогда не оставались в нём ночевать.
В 1822 году при О. С. Нарышкиной знаменитый немецкий садовник, создатель Алупкинского парка, Карл Кебах заложил в Массандре парк в английском стилена месте дубово-грабового леса. В лесу были проложены дорожки, устроены аллеи, разбиты цветники. Под руководством Кебаха в парке были посажены можжевельники, кедры, кипарисы, средиземноморские сосны, а также экзотические фруктовые деревья — фиги, лимоны, апельсины, маслины. Сейчас это один из лучших ландшафтных парков, его площадь 42 гектара.
Во дворце находятся уникальные предметы быта. Например, камин из цельного куска коричневого мрамора, люстры ручной работы. Также сохранилась встроенная мебель (из красного дерева) и зеркала изначального интерьера. Не уцелело в некоторых местах оформление стен и сводов. Но в целом, дворец — такое же уютное семейное жилище, как и более 100 лет назад.

Мисхорский парк

Мисхорский парк — парк-памятник садово-паркового искусства, расположенный на территории Мисхора (Большая Ялта). Мисхорский парк был заложен в 1880 году, при строительстве летней резиденции графа Витте. Над созданием ландшафтного дизайна трудилось несколько архитекторов- Марко и Кебах,оба ученика русской школы паркового искусства. Работа над окончательным видом парка 
продолжалась на протяжении 10 лет и уже к 1891 году, Мисхорский парк приобрел законченный вид. Парк находится практически в центре поселка Мисхор и расположен параллельно Мисхорской набережной.
В парке насчитывается более 150 пород экзотических деревьев и кустарников. В ландшафтном отношении парк примечателен тем, что здесь группы деревьев чередуются с полянами. Помимо здешних лесных пород в парке  представлены аризонский и гвадалупский кипарисы, сосны алеппская и Культера, криптомерия элегантная из Японии, мексиканская агава, множество пальм, бамбук. Над парком находится сосновый  лес. По парку раскиданы скульптуры животных в натуральную величину: черепаха, крокодил, варан, динозавры и др. В северной части парка действует цвето-музыкальный фонтан.

Храм Иоанна Готского в Партените

Храм Иоанна Готского входит в мемориальный комплекс Святого Иоанна Готского, покровителя Партенита, память которого церковь празднует дважды - 1 июня и 9 июля. На территории комплекса установлен памятник преподобному Иоанну епископу Готскому, святому, почитаемому во всём православном мире.

В 1869 г. П.Ю. Кемиус, управляющий имением Партенит, которое принадлежало Раевским, прокладывал дорогу по восточному склону горы Аю-Даг поверх древней, давно заросшей дороги. Наткнувшись на руины большого каменного сооружения, он, не раздумывая, начал разбирать его на камни и разбирал до тех пор, пока не натолкнулся на мраморную капитель византийской работы и могильную плиту. Выяснилось, что древнее сооружение было когда-то трехапсидной христианской базиликой.
Первые раскопки этого места были проведены художником Д.М. Струковым в 1870-х годах. Он обнаружил плиту с надписью 1427 г.: "Этот всечестный и божественный храм святых славных и правоверховных апостолов Петра и Павла был построен с основания в давние времена иже во святых отцом нашим архиепископом города Феодоро и всей Готии Иоанном Исповедником, ныне же возобновлен, как он зрится, митрополитом города Феодоро и всей Готии кир Дамианом в лето 6936 индикта 6-го, в десятый день сентября". Иоанн Готский, который был родом из I Партенита, прославился своей деятельностью по подготовке VII Никейского Вселенского Собора, восстановившего иконопочитание. Как известно из его "Жития", Иоанн стоял во главе антихазарского восстания 787 г. Мятеж был разгромлен, а Иоанн заточен в Фулах, откуда бежал и умер в далекой заморской Амастриде. 
Хазары после разгрома восстания не пощадили резиденцию Иоанна Готского, и монастырь, и базилика были сильно разрушены. Базилика многие столетия простояла в запустении, и только в начале XV в. началось ее восстановление. Но восстановленный храм простоял недолго, он пострадал в 1475 г. при нашествии турок-османов. Окончательно партенитская святыня пришла в упадок в конце XVIII в.
На том месте, где некогда стояла базилика, 6 июля 1996 г. состоялось открытие памятника Иоанну Готскому. А чуть позже, благодаря титаническим усилиям местных жителей, а также активной поддержке Крымской епархии и Московского патриархата, была возведена церковь Святого Иоанна Готского в Партените, где и по сей день ведутся богослужения.

Юсуповский дворец

 — дворец эклектичной стилистики, который был построен в Кореизе ялтинским архитектором Николаем Красновым для князя Феликса Юсупова (графа Сумарокова-Эльстона). В начале 1880 года Ф. Ф. Юсупов приобрел у винодела Морозова часть имения "Новый свет" княгини А. С. Голицыной. В 1904 году по проекту известного ялтинского архитектора

Н. П. Краснова, автора Ливадийского дворцового комплекса и других сооружений на ЮБК, начато строительство Юсуповского дворца. Дворец был построен в стиле модернизированного итальянского ренессанса. Входы и флигели стерегли мраморные и терракотовые львы,  привезенные из Венеции, сохранились до сих пор, в большом бассейне плавали золотые рыбки. Парк Юсуповского дворца был заложен одним из самых известных садовников того времени Карлом Кебахом. Территория парка занимает 16,5 га, здесь растёт около 7,5 тысяч растений, среди которых до 200 видов декоративных деревьев и кустарников, 32 из них является редкими. Возраст 155 деревьев от 100 до 500 лет. 
Существует мнение, что Сталин облюбовал Юсуповский дворец, и иногда приезжал сюда на отдых. Но это – данные неподтвержденные. Достоверно известно лишь одно: Сталин сделал это здание своей резиденцией и официальным местом пребывания советской делегации во время Ялтинской Конференции.

Форосская церковь

построенная в 1892 году на обрывистом утёсе — Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 412 метров. Памятник русской архитектуры конца XIX века. В 1887 году земли близ селения Форос, составлявшие имение «Форос» (256 га), приобрёл с торгов московский купец первой гильдии Александр Григорьевич Кузнецов, владелец крупнейшей в

Российской империи чаеторговой фирмы. 
В начале 1890-х по просьбе православных жителей близлежащих селений Александр Кузнецов заказал проект храма известному архитектору, академику архитектуры Николаю Михайловичу Чагину.
Храм посвящался чудесным событиям, произошедшим 17 октября 1888 года на станции Борки Курско-Харьковской железной дороги: там, во время крушения поезда, шедшего из Крыма в Петербург, спасся государь-император Александр III и его семья. Поезд сошёл с рельсов, но император не пострадал. Потрясённый известием об этом происшествии, крупнейший российский торговец чаем и фарфорозаводчик Александр Кузнецов испросил высочайшей милости построить в честь спасения императора храм в Форосе.
В настоящий момент церковь является действующей и открыта для посещения.

Дом-музей М.А. Волошина

Дом строился в 1903—1913 годах Волошиным и его матерью, Еленой Оттобальдовной Волошиной. Благодаря личным качествам Максимилиана Волошина, его высокому авторитету в литературных и художественных кругах, Дом Поэта стал местом паломничества творческой интеллигенции. Сюда в гости к Волошину приезжали

поэты, писатели, деятели культуры — О. Мандельштам, А. Белый, М. Горький, В. Брюсов, А. Толстой, С. Дымшиц-Толстая, М. Булгаков, В.Вересаев, А. Грин, С. Эфрон, М. Цветаева, Н. Гумилёв, С. Парнок, И. Эренбург, М. Зощенко, И. Сельвинский, К. Чуковский, Н. Чуковский, К. Петров-Водкин, Г. Нейгауз.
В доме было 22 комнаты, 15 из которых предназначались для гостей. Дом был своеобразной здравницей для писателей. В шутку, гости дома, называли себя «обормотами», признавая только удобную одежду и естественность поведения. С тех времён, Коктебель известен как центр развития натуризма.