История Крыма от Скифии до новой Таврики

История Крыма

История Крыма, основные этапы развития

Вспомним историю, прислушаемся к «эху древности седой», ведь вся земля Крыма насыщена исторической памятью. История Крыма насчитывает более 2500 лет. Крым был домом для многих цивилизаций, включая греков, римлян, византийцев, генуэзцев, татар и русских.

Много сотен веков, у твоих берегов племена и народы ютились. И повсюду остатки их бренных следов среди леса и скал притаились.

В. Нечаев

Вся земля Крыма насыщена исторической памятью

Вспомним историю, прислушаемся к «эху древности седой», ведь вся земля Крыма насыщена исторической памятью. Первобытные люди здесь появились в раннем палеолите, о чем свидетельствуют стоянки в степном и предгорном Крыму. Из сочинений Геродота известно о пребывании здесь киммерийцев и тавров — коренных жителей. В VII в. до н. э. сюда приходят скифы — кочевые племена из Азии. К концу II века до н. э. центр Скифии переместился в Крым, где царем Скилуром был основан Неаполь — столица нового государства. Тогда же возникло поселение на высоком левом берегу вблизи устья Альмы. В последующие века в Крым, «где каждый камень гудит голосами эпох», по выражению известного поэта, уроженца г. Евпатории Ильи Сельвинского, приходили все новые народы сарматы греки, римляне, сарматы, готы, аланы, хазары, печенеги, половцы.

История Крыма от Скифии до новой Таврики, Алустон
Крепость Алустон в Алуште
История Крыма Скифиы
Мавзолей Скилура, Город-крепость Неаполь Скифский, Симферополь

Основание города-государства Херсонес

Среди этих событий для Западного побережья Крыма особенно важным явилось основание в V в. до н. э. Херсонеса — города-государства со множеством окрестных сельских поселений. Изделия из керамики, стекла, дерева, меди, а также обувь, оружие, ткани, хлеб покупали у местных жителей с берегов Бельбека, Качи, Альмы.

История Крыма, принятие христианства

История христианства Крыма и православная традиция связано с именем Святого Андрея Первозванного, который проповедовал Слово Божие в городах и селах древней Таврики. Район Инкермана стал местом подвижничества римского епископа Святого Климента, сосланного в эти места. В VI веке центром христианства Инкерманский монастырь и город Херсонес. Тогда же много храмов было построено в пещерных городах предгорного Крыма. В IX веке в Херсонесе побывали православные проповедники Кирилл и Мефодий, основатели славянской письменности.

Главным событием для Херсонеса и всего Крыма явилось принятие христианства в 988 году киевским князем Владимиром, который взял в жены Анну — дочь императора Византии. После этого на Русь стали отправлять предметы христианского богослужения, церковные изделия с драгоценными камнями. Слово «корсунское» стало на Руси обозначать все редкое, красивое.

Херсонес Таврический, беседка, Баптистерий
Баптистерий (беседка) в память о месте где крестился Князь Владимир
Севастополь, отдых, море. Свято-Климентовский мужской монастырь. Инкерман, Крым
Лики святых у входа в Свято-Климентовский мужской монастырь. Инкерман, Крым.

Монгольская империя

Особое значение для истории Крыма имеет 1223 год, когда здесь появились татаро-монголы. Племена татар обитали в X-ХI вв. по среднему течению р. Амур, где их завоевали монголы. В состав могущественного государства Золотой Орды под руководством Чингисхана входили монголы, кипчаки, татары и другие народы тюркоязычного этноса. Тогда же в китайской литературе возник термин «мэн-да», то есть монголо-татары, что позже широко было использовано в исторической литературе.

Орды кочевников захватывали все новые земли в Азии и на юге Восточной Европы. Сначала они совершали набеги на Крым, затем оставались здесь на зиму. Каждый народ имел четкое представление о происхождении своего рода и племени. По преданию, Чингисхан каждому племени дал родовой знак — тамгу, с помощью которого метили скот и закрепляли территорию. Родовые общины на одном месте оседали постепенно.

Значительным событием в их жизни было принятие ислама (1258-1324 гг.). Следствием этого явилось строительство мечетей и огромное влияние мусульманского духовенства и законов шариата на политическую, экономическую и повседневную жизнь.

Золотая Орда

В XIII веке Крым входил в состав Золотой Орды со столицей в г. Солхат (сейчас Старый Крым) как один из ее улусов. В это же время турки разгромили центр христианства — княжество Феодоро на горе Мангуп-Кале. Для экономического развития Золотой Орды большое значение имело возникновение в Крымском улусе особого типа вотчинного землевладения-бейлика. В частности бейлик рода яшлавских татар занимал пространство между Кыр-ер (Джуфт, Чуфут-кале) и рекой Альма. В это же время формируют бейлики: род Ширинов — от Перекопа до предгорий, род Мансурова в степях Западного побережья. Хозяева бейликов обладали неограниченной властью, а также оказывали влияние на деятельность хана.

Архитектурные памятники Крыма Мечеть Куршум-Джами
Мечеть Куршум-Джами, Старый Крым
Ханский дворец в Бахчисарае
Ханский дворец в Бахчисарае

Османская империя

История Крыма круто меняется в 1264 г., когда Золотая Орда вышла из состава Монгольской империи. В Крым проникает много тюрков из Малой Азии, в Сол-хате возникает мусульманская община. А в 1443 г. происходит знаменательное событие. Хан Хаджи-Гирей при поддержке литовского князя Сигизмунда провозгласил Крымский улус независимым от Золотой Орды ханством.

Хан основал новую столицу Кырк-Ер (Джуфт, или Чуфут-Кале), и 20 лет Гирей вели тяжелую борьбу за независимость Крымского ханства. Но в конце XV — начале XVI века Крымский улус переходит в вассальную зависимость от могущественной Османской империи. Экономика ханства была слабой из-за кочевого образа жизни населения, которое постоянно совершало набеги на земли своих соседей. С 1507 г. Турция и Польско-Литовское государство постоянно подталкивало крымских татар (крымцев) к походам на Москву. На «крымском аукционе», по словам известного историка С. М. Соловьева, все зависело от величины даров.

Крымское ханство

Крымское ханство стало складываться в середине XVI века, когда хан Сахиб-Гирей (1537-1555 гг.) по преданию, велел сломать телеги и назначил татарам определенное местожительство от севера до Балаклавы на юге и от Каффы (Феодосия) до Гезлева (Евпатория) на западе. Эта переломная эпоха в жизни татар отражена в рукописи «Тарихи (истории) Сахыб-Гирея».

Постепенно татары организовали местную сельскую территориальную общину — «джемаат» — с коллективной поземельной собственностью, общественными сенокосами, колодцами. Земля распределялась по паям. Татары переняли у греков технику виноградарства, садоводства, различные ремесла.

Интересно, что на протяжения целого столетия (1454-1551 гг.) главным местом чеканки ханских монет был древний город Кыр-Ер. Это важное дело было доверено крымским караимам, принадлежащим к тюркской группе алтайской семьи народов. Они оставили большой политический, культурный след в истории, берущий начало от древних хазар. Крымские монеты отличались большой неправильностью форм, что является особенностью азиатских монет.

Политическая жизнь Крыма

Обмен послами между Москвой и Крымом происходил постоянно с 1474 года, а в 1508 г. В Москве было создано Крымское подворье, которое находилось в Замоскворечье. До сих пор сохранились названий улиц: Ордынка, Толмачевская, Татарская, Ногайский и Крымский двор, Крымский вал. Для переговоров постоянно разъезжали гонцы между Москвой и Бахчисараем. Но это не мешало подданным крымского хана постоянно совершать набеги с целью грабежа и захвата пленных, которых продавали, как скот. Посланник польского короля Мартин Броневский писал в 1578 г., «что положение пленных очень печальное, их мучат голодом, наготою, бьют плетьми». Из плена можно было освободиться в результате выкупа или обмена.

После страшного похода татар в Москву в 1571 г. в Московском государстве был создан Устав сторожевой станичной и полевой службы. Постепенно русские продвигались в Дикое поле, осваивали плодородные земли, строили там поселения.

Крупный невольничий рынок находился в Гезлеве (г. Евпатория), куда приходили корабли из Малой Азии, Константинополя. Этот единственный татарский порт был крепостью со стенами высотой до 8 м., толщиной до 5 м. с несколькими башнями, железными воротами. Сюда несколько раз проникали казаки из Запорожской Сечи. В 1575 г. Гетман Ружинский высадился в Гезлеве и освободил много пленников. В 1675 г. атаман Сирко через порт проник в Бахчисарай, где освободил около 7 тысяч невольников.

Поселения крымских Татар

В XV-XVII вв. в Крымском ханстве по долинам рек Западного Крыма существовали многочисленные поселения крымских Татар. Об этом можно судить по немногим сохранившимся кадиаскер-ским (судебным) записям (сакам).

Из записей 1612 г. узнаем о наличии садов в нижнем течении Альмы. К первым упоминаниям о деревне Альма-Тамак относится запись сака за 1656 год: «… сын шах Мегмета мирзы в суде кадия заявил, что продал хлебопахотную землю, граничашую с юга с моим собственным имением, а с востока общественной дорогою, ведущею из Гезлева в Балаклаву, с запада лесною дорогою, ведущей в Альма-Тамак (к устью реки Альма), и с севера Аджибулатскою землею, находящуюся в Улуколе и доставшуюся мне от матери».

Наиболее полные и достоверные сведения о внутренней жизни Крымского ханства содержатся в «Камеральном описании Крыма». Оно было составленном после присоединения Крыма к Российской Империи в 1784 г. Тогда Крым еще территориально делился на каймаканства и кадылыки. В Багчесарайском каймаканстве было 42 кадылыка, из них в Багчесарайском числились деревни Альминской долины: Альма-Тамак, Бурлюк, Тарханлар и другие.

Жизнь Крымского ханства за 200 лет — это период сначала беспрерывных набегов на прилегающие земли, а затем войн в интересах Турции. Влияние этой мусульманской страны сказывалось на особенностях религии, языка, литературы, искусства, быта. В XVIII веке Османская империя приходит в упадок, усиливается военное и экономическое значение России. В этих условиях и Крымское ханство значительно ослабело. Постоянные военные походы не способствовали развитию хозяйства.

История присоединение Крыма к России

8 апреля 1783 года императрица Екатерина II специальным манифестом объявила о присоединении Крыма к России. Было создано земское правительство, татарские беи и мурзы получили права русских дворян. 2 февраля 1784 г. Крым включен в Таврическую область, состоящую из семи уездов. Начался новый этап в жизни населения Тавриды. Многие крымские татары бегут в Турцию, продавая за бесценок свои хозяйства.

Освободившиеся земли земство раздавало за бесценок знатным людям, военным, чиновникам. При этом возникало много споров по вопросу собственности земель. Областной прокурор М. Тарковский в 1795 г. пишет, что в Палату Гражданского суда поступает много жалоб от татар. В частности, «жители деревни Бурлюк претендовали на земли, принадлежащие им от предков, но не предъявили никаких доказательств. Этот спор о земле татар Абдураима Челеби и Мустафы Эфенди с помещиком Мавро-Михайли закончился примирением сторон». Как сейчас, пригодились бы нам такие методы разрешения спорных проблем.

История развитие Крыма после присоединение к России

Межевая палата России в 1799 г. составляет геометрический специальный план — «Акмечетского уезду деревни Альма-Томак с принадлежащими ей всеми землями. По нынешней мере состоит земли пашенной 545 десятин, сенного покосу 187, под фруктовым садом 54, под поселением 5, под мечетью и кладбищем 2000 сажень, под крупностью берега Черного моря 36 десятин. Земли состоят во владении той деревни, казенного ведомства татар и духовенства той деревни. По третьей ревизской сказке состоит дворов 21, в них мужчин-татар 50, женщин 55, духовенства 7 лиц мужского пола».

Правительством России с 1803 по 1830 г. были изданы указы о льготах для лиц, занимающихся разведением садов и виноградников. Эти меры способствовали развитию промышленного плодоводства в Крыму. В 1805 г. проведена оценка земель, садов, лесов Крыма по степени их использования. Луговые поливные земли оценены за десятину от 50 до 150 рублей. Фруктовые сады, от 100 до 600 рублей.

На реках Кача, Альма сады с синапскими яблоками ценились в 300-1000 рублей «по изящности своего продукта», который отвозился в Москву. По оценке виноградных садов согласно их расположению в долинах и «по степени добротности лозы, из которой делается вино», одна десятина в долине Альмы стоила 500 рублей (на Южном берегу Крыма — 1000 руб.).

История развитие земледелия и садоводства Крыма

Крестьяне сеяли пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, лен, просо, занимались садоводством. Искусством выращивать фрукты особенно славились крымские караимы. Недаром из популярной песни тех лет «Зеленый остров» можно узнать, что «татарина дело — земли отвод, он пашет, хлеб сеет и косит», а вот «караим виноградарь и садовод, всем нежные фрукты приносит». Среди караимов бытовали поговорки или «слова отцов»: достаток — виноградник с садом; потрудился — сад встречает, поленился — одичает; в саду не густо — в кармане пусто».

Караимы

Джуфут-Кале (Чуфут-Кале) был главным центром караимов Крыма. Еще в XIX веке его население состояло почти исключительно из караимов. В1793 году здесь, в Джуфут-Кале, возникла первая в Крыму типография.

Караимы имели небольшие сады в Альминской долине, многие на лето приезжали из Евпатории, Бахчисарая. В садах Альмы были распространены местные сорта яблонь Сары-синап, кандиль, красный шафран, челеби, гюль-пембе. Присутствовали и французские — бумажный ренет, английский ренет, белый розмарин, красный кальвиль. Самыми доходными в деревне Альма-Тамак были Сары-синап, Бумажный ренет и Кандиль-синап.

По преданию, синапы и кандиль попали в Крым из садов Турции. В окрестностях Синоп слово кандиль означает лампа, что отражает форму плодов. Валовая доходность грушевого сада составляла от 500 до 900 рублей. Большой популярностью пользовались груши сортов берэ Александр, зимний вильяме, фердинанд, сен-жермен, бере, дюшес. Фрукты из караимских садов узнавали по их особой упаковке и ценились они дороже. Высшие сорта под названием «крымские яблочки» продавали в Москву, Петербург, остальное поглощали местные рынки.

Фрукты сушили впрок на солнце и в печах, томили в жаровнях. Старожилы села Песчаное рассказывают, что хозяин небольшого имения в устье Альмы умел хранить сливу до мая. Для этого на склоне мыса Керменчик в глине была вырыта пещера. Там складывали ящики с фруктами, наверх была выведена труба, внизу стояла печка. Дым проходил сквозь все ящики наружу по трубе, так что сливы сохраняли товарный вид.


Оцените статью
( 6 оценок, среднее 4.83 из 5 )
Поделиться с друзьями
На море в Крым
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.