Расскажитео нас

Яндекс.Погода
Аренда автомобилей в Крыму посуточно
недорогое жилье у моря

Подробности из истории древнего Крыма от неолита до Скифского государства

Эпоха неолита, бронзовый век, Пантикапей и Боспорское царство, древний Херсонес и Скифское государство

            Благоприятные природные условия Крымского полуострова всегда привлекали к себе человека. С глубокой древности на его территории перекрещивались сухопутные и морские дороги. Здесь сталкивались интересы оседлого населения и кочевников, земледельцев и скотоводов, аборигенов и пришельцев. На примере Крыма четко прослеживаются все пройденные человечеством общественно-экономические формации — от первобытнообщинного строя до возникновения классовых обществ и образования первого в мире социалистического государства.
            До последнего времени считалось, что древнейший в Крыму человек жил около 100 тыс. лет назад. Не исключено, однако, что южные области нашей страны и Крым в частности входили в прародину человечества. В связи с этим особый интерес приобретают находки из предгорий северо-восточной части полуострова, где в междуречье Биюк-Карасу и Восточного Булганака найдены примитивные каменные орудия, характерные для древнейших нижнепалеолитических стоянок мира. С большей уверенностью можно говорить об охотничьих стойбищах, относящихся к ашельской культуре. Ее носители — питекантропы, или ранние неандертальцы, жили на земле не менее чем 300—250 тыс. лет назад и вели бродячий образ жизни, характерный для первобытного стада. Но хорошо изучены пока лишь культуры конечной поры раннего палеолита — эпохи мустье (от 100—80 до 40 тыс. лет назад).
            В течение последних десятилетий ученые установили, что неандертальский человек эпохи мустье жил в Крыму   не   только   в   гротах-пещерах   горных   районов   полуострова,  но  и  на  открытых  местах,  причем
повсеместно: в Присивашье, в равнинной части, на Южном берегу.
            Судя по находкам, основными объектами охоты неандертальцев — ближайших предшественников человека современного физического облика — были такие животные, как мамонт, олень, пещерный медведь, пещерный лев, шерстистый носорог и т. д. Охота дополнялась собирательством.
            Неандертальцы пользовались кремневыми орудиями (остроконечниками, скреблами,  ножами  и
 т. д.),    умели    добывать    огонь.   К   этому времени относится зарождение религиозных верований, зачатков родоплеменной организации первобытнообщинного строя и начало формирования человека современного физического облика. В эпоху позднего палеолита (40—10 тыс. лет назад) в Крыму обитали люди современного облика — кроманьонцы.
            Находки археологов свидетельствуют о прогрессе человеческого общества: первые произведения искусства говорят о наличии довольно сложных религиозных представлений. Мало-помалу человек покидает естественные скальные убежища и поселяется на открытых местах, главным образом речных террасах. Мезолит (10—8 тыс. лет назад) на территории полуострова представлен стоянками, инвентарь которых позволяет говорить о дальнейшем совершенствовании кремневых орудий, о появлении лука и стрел с кремневыми наконечниками, что обеспечило переход от коллективной охоты к индивидуальной. Вторым достижением является приручение и одомашнивание животных — собаки, свиньи.
            В Крыму многочисленны стоянки неолитического времени (около 5500—3200 гг. до н. э.). В неолите обработка камня достигает наивысшего расцвета, появляется остродонная лепная посуда, происходит одомашнивание крупного и мелкого рогатого скота, зарождается земледелие. Сохраняется развитой родоплеменной строй со счетом родства по материнской линии.
            Неолит — переломный период в истории человечества. Происходит так называемая «неолитическая революция»: от простого присвоения «даров природы» человек переходит к созиданию, производящему хозяйству.
            В III тысячелетии до н. э. неолит сменяется эпохой энеолита, которая длится до начала II тысячелетия до н. э. Человек начинает пользоваться в быту изделиями из металла (меди, медно-мышьякового сплава), однако основная масса орудий — каменные, главным образом кремневые. Много глиняной посуды.
            Основу хозяйства составляют скотоводство и земледелие, появляются колесный транспорт и сани, человек приручает дикую лошадь. Известны многочисленные произведения монументального искусства, как полихромные (т. е. созданные с помощью красок), так и объемного типа. Для энеолита характерен родоплеменной строй с хорошо сложившейся патриархальной основой. Намечается социальное расслоение с выделением родоплеменной знати — старейшин, вождей, жрецов. В Крыму известны две энеолитические культуры: кеми-обинская и ямная.
                Племена  первой  культуры, скорее  всего формируются на местной, неолитической основе, племена
второй, очевидно, пришлые, из степей Поволжья.  В эпоху бронзы (II тысячелетие до н. э.— IX в. до н. э.), на раннем ее этапе, в Крыму продолжают жить племена ямной культуры, а кеми-обинцы доживают почти до середины II тысячелетия.
            Кроме того, во II тысячелетии до н. э. в равнинной и предгорной частях полуострова появляются племена катакомбной культуры (2000—1500 гг. до н. э.) и культуры многоваликовой керамики (1600  —  1400 гг. до н. э.). 
            Для   поздней   бронзы   характерны
срубная культура  (1600 — 900 гг. до п. э.), которая делится на раннесрубную (XVI — XIV вв. до п. э.) и позднесрубную (XIV — IX вв. до н. э.); последняя в свою очередь подразделяется на два этапа — соботиновский (1400— 1150 гг. до н. э.) и белозерский (1150 — 900 гг. до н. э.). В Крыму культуры эпохи бронзы хорошо представлены подкурганными погребениями и поселениями открытого типа.
            Образ жизни человека в эпоху бронзы остается тем же, что и в энеолите. Главное достижение— изготовление изделий из бронзы. Основой хозяйства остаются скотоводство и земледелие. Эпоха раннего железа (VIII в. до н. э.— IV в. н. э.).
            С появлением железных изделий происходит коренная ломка прежних основ экономики и культуры, начинается активный процесс разложения первобытнообщинного строя и переход к новым, классовым отношениям. На крымской земле в это время обитают киммерийцы (около XV—VII вв. до н. э., или, но мнению других исследователей, с XIII— XII по VII вв. до н. э.), племена кизил-кобинской культуры (расцвет в VII—III вв. до н. э.), тавры (IX—II вв. до н. э.), скифы (VII в. до н. э.— III в. н. э.), сарматы, аланы (II в. до н. э.— IV в. н. э.), готы (с III в. н. э.)
            О существовании и имени киммерийцев известно из античных письменных источников, начиная с «Одиссеи» Гомера (созданной в VIII—VII вв. до н. э., но отражающей события приблизительно XII в. до н. э.).
            Одни исследователи связывают ранних киммерийцев с племенами катакомбной культуры, другие — срубной. Судя по крымским материалам (погребения, инвентарь), более близки к истине ученые, отождествляющие киммерийцев с позднекатакомбной культурой.
            Очевидно, киммерийцы — это собирательный термин, под которым подразумевается союз родственных племен. Античные источники характеризуют их как людей воинственных, что подтверждает и археологический материал — находки оружия в погребениях. Занимались киммерийцы скотоводством и земледелием, жилища строили из камня.
           К поздним киммерийцам, очевидно, относятся и племена кизилкобинской культуры, с которыми связываются поселения, святилища и погребения. Новые исследования позволяют пересмотреть представление о том, что носители кизил-кобинской культуры — ранние тавры. Об этом свидетельствует различие в инвентаре и погребальном обряде.
            Известно, что в VII в. до н. э. часть киммерийцев, в связи с вторжением кочевых скифов, покинула свои земли, а часть осталась на прежних местах. Возможно, оставшиеся киммерийцы были оттеснены скифами в горную часть Крыма. Именно к этому времени (VII—VI вв. до н. э.) относится  основная  масса памятников кизилобинской культуры, и найдены они в горном Крыму. В равнинном же они единичны.
            Этот и целый ряд других общих признаков (сходство в инвентаре и погребальном обряде) дает основание видеть в кизил-кобинпах позднейших, оттесненных в горы киммерийцев.
            В горном Крыму и на Южном берегу жили тогда тавры — о них сообщают античные авторы, свидетельствуют могильники из каменных ящиков, а также поселения, область распространения которых совпадает с границами   таврских  владений,  известных из античных источников. Тавры вели скотоводческо-земледельческий образ жизни, занимались охотой, рыболовством, сбором моллюсков.
            Кремневые орудия к этому времени почти вышли из употребления, широкое распространение получили изделия из бронзы (наконечники стрел, разнообразные украшения) и железа (мечи, ножи). Конструкция таврских каменных ящиков, характер захоронений, а отчасти и керамики, очень сходны с кеми-обинскими. Не исключено, что далекими предками тавров были кеми-обинцы.
            Заметный след в истории Крыма оставили скифы, которые появляются здесь с VII в. до н. э. Начальный период их жизни изучен слабо, значительно полнее наши представления о поздних скифах, или, по определению Страбона, о «Малой Скифии», которая сложилась не позже начала III в. до н. э. Скифы противостояли в Крыму античному миру. В то же время их общение с этим миром приводило к взаимовлиянию культур, но прежде всего нужно говорить, конечно, об эллинизации, т. е. влиянии древних греков. 
            Скифская знать заимствовала характер жилищ, одежды, обычаи и даже религию эллинов. В обмен на хлеб скифы  получали привезенные  с островов Эгейского моря дорогие ткани, вино, оливковое масло, стеклянную и краснолаковую посуду, предметы роскоши. Начало греческой колонизации Крыма относится к VI в. до н. э. 
Booking.com
            Ведущую роль играл в ней малоазийский город Милет. В VI в. до н. э. выходцы из Милета основали города Пантикапей (Керчь), Феодосию, Мирмекий, Нимфей, Тиритаку (Войково, Аршинцево) и ряд других, которые объединились вокруг Пантикапея в Боспорское царство. Природные богатства Керченского полуострова явились основой развития на Боспоре ремесел: металло- и камнеобрабатывающего, керамического, ткаческого, ювелирного. Но ведущее место в экономике государства занимало земледелие (выращивание пшеницы,  ячменя,  проса),  развиты  были  виноградарство,  виноделие,  садоводство.

            Со  временем  Боспорпревратился в главного поставщика хлеба и других продуктов питания греческим городам Балканского полуострова и Малой Азии. Процветала торговля рабами. В 107 г. до н. э. в Пантикапее вспыхнуло восстание.
            Это первое в истории нашей страны документально засвидетельствованное выступление народных масс против власть имущих. Повстанцы свергли царя Перисада и провозгласили царем своего предводителя Савмака. Лишь через год удалось        рабовладельцам         подавить

восстание с помощью войск понтийского царя Митридата VI Евпатора, союзника Херсонеса, в ту пору важнейшего в Таврике центра античной цивилизации. Основанный греками в V в. до н. э., Херсонес (ныне часть города Севастополя) занимал выгодное положение, удобное для обороны Гераклейского полуострова, с закрытой гаванью на торговом пути из Боспора в Грецию. Освоив большую сельскохозяйственную территорию (хору), куда вошло западное побережье Крыма, Херсонес одновременно превратился в крупный ремесленный и торговый центр.
            Это была рабовладельческая демократическая республика. Вся власть принадлежала гражданам (мужчинам-рабовладельцам), родившимся в Херсонесе. Они составляли народное собрание, которое избирало правящий орган — совет. Постановления совета утверждались народным собранием, затем их тексты вырезались на каменных плитах и устанавливались на видных местах. Одним из таких постановлений был декрет в честь понтийского полководца Диофанта, оказавшего Херсонесу большую помощь в войне со скифами. Однако помощь дорого обошлась Херсонесу — он попал в полную зависимость от Митридата, ставшего после разгрома восстания Савмака царем Боспора.
            Потерпев поражение от римлян на Кавказе, Митридат бежал на Боспор, где начал готовиться к походу на Рим. Чтобы увеличить свое войско, он открыл в него доступ рабам, привлек на свою сторону бывших противников — скифов и сарматов. Но такая политика вызвала резкое недовольство рабовладельцев. Образовался заговор, к которому примкнул и сын царя Фарпак, перешедший на сторону римлян. По просьбе Митридата, не пожелавшего сдаться в плен, верный полководец заколол его мечом.
            Примерно через 60—70 лет после смерти Митридата (63 г. до н. э.) на Боспоре утвердилась новая династия, основателем которой был Аспург. В зависимости от него находился Херсонес, его власть признали и северокавказские и прикубанские племена. Подобно римскому императору Августу, Аспург был обожествлен, в его честь в Пантикапее воздвигли храм. Все это говорило об усилении Боспорского государства. В 60-х годах I в. н. э. при императоре Нероне была сделана попытка установить протекторат Рима над Боспором, но она не удалась. Некоторая зависимость Боспорского царства от Рима все же сохранилась. Римские императоры утверждали на боспорском престоле царей, носивших династическое имя — Тиберий Юлий и официальный титул «друг кесаря и друг римлян».
            Боспор получал от Рима денежные субсидии на содержание армии для защиты северо-восточных границ империи от всевозрастающего напора варваров. Натиск варваров заставил обратиться за помощью к Риму и херсонесцев. В 60-х годах I в. н. э. в город вступили римские легионеры, и он надолго потерял свою самостоятельность. Для защиты города на дальних подступах к нему римляне строили укрепленные пункты. Одним из них стала крепость Харакс на мысе Ай-Тодор. Приходилось укреплять свои границы и Боспорскому царству. В I в. н. э. с этой целью возводится, в частности, город-крепость Илурат (к юго-западу от современной Керчи). К мощной оборонительной стене с боевыми башнями примыкали жилые кварталы. Жители Илурата были своего рода военными поселенцами, совмещавшими охрану границы с земледелием и домашним ремеслом.
            В начале второй половины III в. н. э. Таврика подверглась набегам готов, которым сопутствовало проникновение сюда сарматского племени аланов. В длительной борьбе между пришлыми и местными племенами погибло большинство городов и поселений Боспора и Скифии. Однако жителей полуострова ожидало еще более ужасное бедствие — нашествие гуннов. Под их ударами Боспорское царство пришло в упадок, от которого не смогло оправиться. Прекратило существование и Скифское государство. Его сильно сарматизированное земледельческое население, искавшее убежища в горах Таврики, смешиваясь с местными племенами — потомками тавров.
Автопрокат авто в Крыму посуточно. Стоимость проката автомобилей в Крыму. Прокат автомобилей со скидкой. Арендовать авто в аэропорту Симферополя
  My Car Rental — сервис по аренде автомобилей № 1 в Крыму.
  Бронирование со скидкой до 28% по промокоду NAMORE
бронировать автомобиль

Подробности из истории древнего Крыма от неолита до Скифского государства. Эпоха неолита, бронзовый век, Пантикапей и Боспорское царство, древний Херсонес и Скифское государство

Подробности из истории древнего Крыма от неолита до Скифского государства. Эпоха неолита, бронзовый век, Пантикапей и Боспорское царство, древний Херсонес и Скифское государство