Туристический маршрут "Бахчисарай – Ай-Петри – Ялта". Интересные места в Крыму
Путешествие на машине от Бахчисарая до Ялты. Что посмотреть, где побывать и куда заехать по пути
На 38-м км, около поселка Сирень (бывш. Сюрень), шоссе разветвляется. Влево от основной магистрали, по которой продолжает стремительный бег к Севастополю поток машин, отходит асфальтированное шоссе, ведущее на Айпетринское горное плато и далее в Ялту.
Через несколько километров после развилки открывается живописный вид на так называемые «Бельбекские ворота». Дорога ныряет в это ущелье и по пологому склону спускается к с. Танковому. «Бельбекские ворота» поражают своим величием и характерными очертаниями на расстоянии и вблизи, когда машина мчится вдоль нависающих над дорогой скал.
Перед Танковым вправо ответвляется асфальтированная дорога, по которой через села Красный Мак и Залесное можно добраться (сначала на машине, затем пешком) к «пещерным городам» Мангупу и Эски-Кермену — интересным памятникам средневековья.
За с. Танковым, слева от дороги, в обрывах Внутренней гряды отчетливо видны отверстия гротов.
Это, кстати, доказывает, что пра-Бельбек (древний Бельбек) был куда многоводнее, чем в наши дни...
Рядом, в другом гроте (Сюрень II), также обнаружена стоянка древнего человека, относящаяся к более позднему времени — мезолиту.
Не меньший интерес представляет и другой заповедный объект — тисовая роща, приютившаяся накрутом левом склоне Бельбекской долины вблизи с. Большого Садового. Проехав села Танковое и Малое Садовое, сделаем остановку в п. г. т. Куйбышево.
Это довольно крупный населенный пункт, упоминания об этом поселении — под названием Албат — встречаются уже в документах XVIII в. На 30-м километре от Бахчисарая проезжаем Нижнюю Голубинку, затем просто Голубинку.
Сразу за Голубинкой вправо ответвляется шоссе, по которому можно проехать в с. Богатое Ущелье, или к месту выхода источника Аджи-Су, или через перевал Бечку — в Байдарскую долину, а оттуда в Севастополь или на Южный берег. На окраине с. Аромат пересекаем Бельбек и следуем вдоль его левого притока — речки Коккозки. За мостом через Бельбек, слева от дороги, расположена водолечебница «Черные воды».
Собственно ванны больные принимают не здесь, а возле целебного источника Аджи-Су, который выходит из таврических сланцев в нескольких километрах западнее села «Аромат». Вода источника Аджи-Су по составу близка к мацестинской. Она с успехом применяется для лечения ревматизма, радикулита, некоторых других заболеваний.
Впереди, слева от дороги, огромной башней поднимается Бойкинский массив, справа, как неприступные крепостные стены, возвышаются обрывы массива Седам-Кая.
В живописном ущелье между двумя массивами и расположилось с. Соколиное (бывш. Коккозы).
С дороги хорошо видно необычное
В 1,5 км от Соколиного вправо отходит широкая тропа, ведущая на скалу Орлиный залет. На ее вершину стоит подняться. Оттуда открывается красивая панорама: в поле зрения и Коккозская долина, и обрывы Внутренней гряды, и равнина степного Крыма. От скалы во многих направлениях ведут туристские тропы. А мы продолжаем путь по извилистой горной автодороге, ведущей на плато Ай-Петри. Слева, внизу, скрытая деревьями, глухо шумит река Коккозка, справа — крутой склон.
Впереди в просветах между деревьями все время маячит остроугольная вершина, горы Сююрю-Кая, имеющая характерные очертания наклоненной треугольной пирамиды. Наконец Сююрю-Кая отступает в сторону и дорога подводит к повороту в Большой каньон. На площадке перед мостиком через реку Сары-Узень почти всегда много туристов.
От остановки «Большой каньон» дорога, петляя в густом буковом лесу, продолжает подниматься на Айпетринскую яйлу. Из долины реки Аузун-Узень дорога переходит в долину реки Сары-Узень. Здесь, на водоразделе — выровненная площадка с небольшим каптированным источником.
Именно это место чаще всего имеют в виду, когда собираются ехать на Ай-Петри. Здесь расположена стоянка автобусов. Напротив стоянки перед вами метеостанция. Чуть выше по склону видно необычной формы сооружение — глобус на гранитном основании.
Это так называемый «Айпетринский меридиан» — геодезический знак, отмечающий географические координаты и высоту местности.
Слева от дороги — памятник крымским партизанам. Основание его сооружено из огромных необработанных каменных глыб. Чуть дальше над южнобережным обрывом, на скале Шишко, расположена видовая площадка. Она находится на высоте 1182 м над уровнем моря.
Слева в море выступает мыс Мартьян — оконечность Никитского отрога, справа Ялтинский амфитеатр замыкают склоны горы Могаби. Между Могаби и скалой Шишко расположена гора Пендикюль. По склонам этих гор вам предстоит спускаться в Ялту. Между Могаби и Никитским отрогом лежит другой большой отрог — Иограф, холм Дарсан в Ялте — его продолжение.
Иограф служит водоразделом двух речек — Дерекойки и Учан-Су, в долинах которых и лежит Ялта. Кроме главных отрогов, к Ялтинскому амфитеатру спускаются отроги поменьше: Ставри-Кая, Кизил-Кая, Баланын-Кая, они разделяют притоки рек Дерекойки и Учан-Су.
Сверху отчетливо видны участки серпантина извилистой, крутой дороги, ведущей в Ялту. Она напоминает веревочку, которую небрежно кольцами бросили на зеленые холмы. Дорогу эту строили русские военно-саперные батальоны с 1865 по 1894 г. в исключительно тяжелых условиях. Руководил работами инженер-полковник Шишко.
Видовую площадку на скале Шишко не хочется покидать, особенно в ясную погоду, при хорошей видимости. Если повернуться спиной к обрыву, прямо перед нами окажется Айпетринское плато. Слева на горизонте вздымаются характерные «зубцы» горы Ай-Петри. На северо-западе возвышается гора Бедене-Кыр, а справа отдельные вершины как бы сливаются в горную гряду, заканчивающуюся далеко на востоке округлой горой Рока. Высота их над уровнем моря разная: Ай-Петри — 1233, Бедене-Кыра — 1320, Рока — 1346, а нижних частей долин — приблизительно 110 м.
На территории северо-восточного Ай-Петри спелеологи открыли 72 подземные карстовые полости (всего в Крыму их около 800). В числе их вторая по глубине в Крыму шахта Каскадная (глубина 400 м).
Недалеко от Ялты — в 9 км вправо ответвляется дорога к горному озеру Караголь. В 7 км от Ялты дорога расширяется и переходит в ровную площадку. Двигаясь от нее влево по тропе, можно подойти к основанию самого крупного в Крыму водопада Учан-Су. Вода здесь падает с высоты около 100 м. Правда, полюбоваться таким зрелищем можно только весной, в пору таяния снега, или после обильных ливней. На скале, с которой срывается водопад, устроена видовая площадка, откуда открывается широкий вид на Ялту и склоны Ай-Петри.
Ниже водопада, слева от дороги, можно увидеть затерявшуюся в зелени одинокую скалу. На ее западном обрыве видны остатки оборонительной стены. Это руины одной из некогда многочисленных средневековых крепостей (исаров) — Зиго-Исар, или Учан-Су-Исар.
У самого въезда в город, слева от дороги,— дворец в мавританском стиле, построенный в 1908 г. по проекту ялтинского архитектора Н. Г. Тарасова для эмира Бухарского. За зданием после поворота, дорога вливается в широкую автомагистраль — Южнобережное шоссе, которое обтекает Ялту с запада и севера. По нему движется основной поток машин к курортам юго-западного побережья и Севастополю. Через несколько километров — ялтинский автовокзал.
Ялта — сравнительно небольшой город. Расположен он в долинах двух горных речек — Учан-Су, Дерекойки (она же Гува) и на склонах окрестных гор и холмов. Между этими, летом почти пересыхающими, речками простирается вдоль моря городская набережная.
Город расположен в просторном амфитеатре, ограниченном с запада конусообразной горой Могаби (около 810 м над уровнем моря), а с востока - отрогом Никитской яйлы.
Троллейбус — наиболее популярный на этой линии вид транспорта — идет от железнодорожного вокзала два с половиной, а от аэропорта «Симферополь» около трех часов. Дорога живописна, и время в пути проходит почти незаметно — особенно для человека, едущего по ней впервые.
Ежегодно множество судов под флагами различных государств делают остановки в Ялтинском порту в ходе туристских круизных рейсов. Широко разветвлена местная транспортная сеть, связывающая Ялту буквально со всеми городами и поселками Южного берега от Судака до Фороса. Тут главную роль играют автобусы и экскурсионные теплоходы.
Ялта находится примерно на одной географической широте с итальянскими городами Генуей и Равенной, и это само по себе отчасти говорит о ее природных условиях. Но лишь отчасти.
Важнейшую роль играет сочетание теплого, незамерзающего моря и гор, которые стеной поднимаются на пути холодных ветров. Высота Главной гряды в пределах Ялтинского амфитеатра всего 1300—1500 м, но этого достаточно, чтобы влиять на климат. В то время, как для равнины и северных крымских предгорий характерны в январе минусовые среднемесячные температуры, в Ялте — +3,8, а нередки и по-настоящему теплые, солнечные дни, когда термометр показывает +18. Круглый год зеленеет трава и что-нибудь цветет. Случаются, впрочем, и снег, и морозы, и жестокие северо-восточные ветры, и сильные штормы, но в целом средиземноморский по своему типу климат отличается мягкостью.
Особенно хороша первая половина осени, которую называют «бархатным сезоном». Она и осень-то лишь по календарю. Словом, Ялта — один из самых теплых уголков Крыма.
Хороши также Массандровский и Приморский парки. Они закладывались на основе естественного южнобережного леса с широким использованием иноземных декоративных растений.
Широкую известность получила, в частности, продукций знаменитого винодельческого объединения «Массандра», управление и головной завод которого находятся в одноименном поселке у въезда в Ялту со стороны Симферополя и Алушты.
На Южном берегу до сих пор кое-где попадаются оливковые и ореховые деревья более чем почтенного возраста — иным из них за полтысячелетие. Между тем и маслина и грецкий орех — не коренные крымские жители. В давние времена их завезли сюда греки. Среди их поселений в Таврике было одно, называвшееся Ялитой.
После присоединения Крыма к России на Южном берегу развернулось строительство, началась закладка парков, промышленных садов и виноградников. Район нуждался в некоем центре, и выбор пал на Ялту, хотя она была тогда всего лишь небольшой деревней. Этот выбор диктовали характер местности, достаточное по тем временам количество пресной воды, удобная бухта...
В 1838 г., когда Ялта стала городом, она уже была связана шоссейной дорогой с Алуштой и Симферополем; дорога на Севастополь строилась. К концу века город превратился в популярный курорт. А. П. Чехов не без иронии отмечал «две особенности нарядной ялтинской толпы: пожилые дамы были одеты, как молодые, и было много генералов...».
Главными улицами были Набережная, Виноградная (ныне Чехова), Аутская (Кирова), Почтовая (Свердлова) Вульварная (Рузвельта), Елизаветинская (Коммунальная), Екатерининская (Литкенса), Гимназическая (Войкова).
Основным строительным материалом стал местный светло-серый известняк, достаточно прочный и декоративный. Он и сейчас придает старой Ялте, ее домам и тщательно сложенным подпорным стенам своеобразный колорит. Простой народ жил в окраинных слободах и окрестных селах: Аутке, Дерекое, Ай-Василе.
В Ялте жили или побывали А. Грибоедов, Н. Некрасов, Л. Толстой, М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, М. Коцюбинский, В. Короленко, Л. Андреев, В. Брюсов, С. Найденов и многие, многие другие писатели.
С Чеховым связано интересное событие в культурной жизни Крыма — приезд сюда в 1900 г. на гастроли Московского Художественного театра во главе с К. Станиславским и Вл. Немировичем-Данченко.
Кстати говоря, как раз напротив театра, на улице Литкенса, в квартире, где некогда жила великая украинская поэтесса Леся Украинка, создана музейная экспозиция о литературной, музыкальной и театральной Ялте.
Дом-музей А. П. Чехова, Краеведческий музей и «Поляна сказок», Ливадийский дворец, Массандровский парк на востоке города, Боткинскую тропу в живописной горно-лесной, Водопад Учан-Су.
Бронирование со скидкой до 28% по промокоду NAMORE