Расскажитео нас

Яндекс.Погода
Забронировать трансфер в Крыму - 300x250
RU -  300x250 - Баннер
Аренда автомобилей по выгодным ценам - 300*250
RU - 336x280
Booking.com
300*250
250*250 RU
300*250

Туристический маршрут "Бахчисарай – Ай-Петри – Ялта". Где остановиться в Крыму, что посмотреть и где отдохнуть. Путешествие по Крыму на машине: Бельбекские ворота, Мангуп, Эски-Кермен, Дом-музей А. П. Чехова, Краеведческий музей и «Поляна сказок», Ливадийский дворец, Массандровский парк, Боткинская тропа, Водопад Учан-Су. На море в Крым.Ru

Туристический маршрут "Бахчисарай – Ай-Петри – Ялта". Где остановиться в Крыму, что посмотреть и где отдохнуть.  Путешествие по Крыму на машине: Бельбекские ворота, Мангуп, Эски-Кермен, Дом-музей А. П. Чехова, Краеведческий музей и «Поляна сказок», Ливадийский дворец, Массандровский парк, Боткинская тропа, Водопад Учан-Су. На море в Крым.Ru

Туристический маршрут "Бахчисарай – Ай-Петри – Ялта"

Если вы прибыли в Бахчисарай по автодороге Симферополь — Севастополь и собираетесь продолжить путешествие на Южный берег Крыма, то не минуете участка магистрали, плавно огибающей город с севера и запада. Этот участок построен в 1977 г. За с. Железнодорожным обводная магистраль сливается с автодорогой Симферополь — Севастополь. На 38-м км, около поселка Сирень (бывш. Сюрень), шоссе разветвляется. Влево от основной магистрали, по которой продолжает стремительный бег к Севастополю поток машин, отходит асфальтированное шоссе, ведущее на Айпетринское горное плато и далее в Ялту. Через несколько километров после развилки открывается живописный вид на так называемые «Бельбекские ворота». Дорога ныряет в это ущелье и по пологому склону спускается к с. Танковому. «Бельбекские ворота» поражают своим величием и характерными очертаниями на расстоянии и вблизи, когда машина мчится вдоль нависающих над дорогой скал. Перед Танковым вправо ответвляется асфальтированная дорога, по которой через села Красный Мак и Залесное можно добраться (сначала на машине, затем пешком) к «пещерным городам» Мангупу и Эски-Кермену — интересным памятникам средневековья. За с. Танковым, слева от дороги, в обрывах Внутренней гряды отчетливо видны отверстия гротов. Один из них, грот Сюрень I, облюбовал кроманьонец, живший в эпоху позднего палеолита. Обитатели здешних мест в те далекие времена занимались не только охотой, но и рыболовством.  Об  этом  свидетельствуют  костные остатки лосося, вырезуба и других 
рыб, найденные в гроте. Это, кстати, доказывает, что пра-Бельбек (древний Бельбек) был куда многоводнее, чем в наши дни... Рядом, в другом гроте (Сюрень II), также обнаружена стоянка древнего человека, относящаяся к более позднему времени — мезолиту.
Мы едем по Бельбекской долине — одной из красивейших в Крыму. Остались позади «Бельбекские ворота», объявленные в 1969 г. памятником природы. Не меньший интерес представляет и другой заповедный объект — тисовая роща,  приютившаяся  на
крутом левом склоне Бельбекской долины вблизи с. Большого Садового. Проехав села Танковое и Малое Садовое, сделаем остановку в п. г. т. Куйбышево. Это довольно крупный населенный пункт с современными зданиями школы, больницы, жилыми домами. Упоминания об этом поселении — под названием Албат — встречаются уже в документах XVIII в. В 1960 г., а через два-три километра, справа за деревьями мелькнет гребень небольшой Новоульяновской плотины, построенной для создания водохранилища на одном из притоков Бельбека. На 30-м километре от Бахчисарая проезжаем Нижнюю Голубинку, затем просто Голубинку. Сразу за Голубинкой вправо ответвляется шоссе, по которому можно проехать в с. Богатое Ущелье, или к месту выхода источника Аджи-Су, или через перевал Бечку — в Байдарскую долину, а оттуда в Севастополь или на Южный берег. На окраине с. Аромат пересекаем Бельбек и следуем вдоль его левого притока — речки Коккозки. За мостом через Бельбек, слева от дороги, расположена водолечебница «Черные воды».
Собственно ванны больные принимают не здесь, а возле целебного источника Аджи-Су, который выходит из таврических сланцев в нескольких километрах западнее села «Аромат». Вода источника Аджи-Су по составу близка к мацестинской. Она с успехом применяется для лечения ревматизма, радикулита, некоторых других заболеваний. За с. Аромат влево уходит дорога, если ехать по ней, то через 12 км прибудем в с. Счастливое, возле которого построен крупный гидротехнический комплекс, снабжающий водой Ялту. Здесь в 1964 г. на притоке Бельбека реке Манаготре было построено водохранилище. Вода из него и источников,  расположенных рядом,  поступает  в гидротоннель длиной 7216 м, пробитый в основании Ялтинского горного
массива. Несколько лет спустя в комплекс вошло новое водохранилище на реке Каче, вода из которого тоже попадает в тоннель, оттуда на очистные сооружения уже на южном склоне гор и  затем  в  Ялту.  Именно  этой
водой снабжаются многие здравницы и жилые дома в пределах Большой Ялты. Через несколько километров впереди покажется с. Соколиное. Живописная Коккозская долина глубоко врезалась в склоны Главной гряды Крымских гор. Впереди, слева от дороги, огромной башней поднимается Бойкинский массив, справа, как неприступные крепостные стены, возвышаются обрывы массива Седам-Кая. В живописном ущелье между двумя массивами и расположилось с. Соколиное    (бывш.  Коккозы).    С   дороги
 хорошо видно необычное сооружение — бывший охотничий дом князя Юсупова, построенный в 1910 г. по проекту архитектора Н. П. Краснова, автора проекта Ливадийского дворца. В облике здания отчетливо видны элементы восточной архитектуры (кое-что было сделано по образцу Бахчисарайского дворца). Охотничий дом окружали пристройки, веранды, башни; здесь был даже свой «фонтан слез». После революции и гражданской войны в бывшем охотничьем доме размещалась Коккозская экскурсионная база. В 1,5 км от Соколиного вправо отходит широкая тропа, ведущая на скалу Орлиный залет. На ее вершину стоит подняться. Оттуда открывается красивая панорама: в поле зрения и Коккозская долина, и обрывы Внутренней гряды, и равнина степного Крыма. Не случайно в Великую Отечественную войну здесь находился дозорный пункт крымских партизан. От скалы во многих направлениях ведут туристские тропы. А мы продолжаем путь по извилистой горной автодороге, ведущей на плато Ай-Петри. Слева, внизу, скрытая деревьями, глухо шумит река Коккозка, справа — крутой склон.
Впереди в просветах между деревьями все время маячит остроугольная вершина, горы Сююрю-Кая, имеющая характерные очертания наклоненной треугольной пирамиды. Если смотреть с шоссе на вершину в бинокль, то отчетливо можно видеть сооружение в форме факела — памятник партизанской славы. Наконец Сююрю-Кая отступает в сторону и дорога подводит к повороту в Большой каньон. На площадке перед мостиком через реку Сары-Узень почти всегда стоит вереница экскурсионных автобусов. Влево, в сторону Большого каньона, одна за другой уходят туристские группы, справа — мраморная плита с красной «лентой» наискосок — память о партизанских боях..
Большой каньон — один из интереснейших туристских объектов Крыма. Сюда приезжают каждый год тысячи посетителей  —  как  жителей  Крыма,  так  и   отдыхающих.  Каньон  представляет  собой  ущелье с отвесными
стенами, вдоль которых поднимаются высокие утесы. Прозрачные воды речки Аузун-Узень струятся в каньоне, заполняя «ванны», вырезанные потоком в его дне. Каньон заслуживает самостоятельной экскурсии. От остановки «Большой каньон» дорога, петляя в густом буковом лесу, продолжает подниматься на Айпетринскую яйлу. Из долины реки Аузун-Узень дорога переходит в долину реки Сары-Узень. Здесь, на водоразделе — выровненная площадка с небольшим каптированным источником.
Далее, через 7 км, дорога взбирается на сильно всхолмленное плато — Айпетринскую яйлу. Еще 3—4 км по ровной дороге, и перед вами вырастет группа построек на южной бровке плато (отсюда начинается спуск на южный склон). Именно это место чаще всего имеют в виду, когда собираются ехать на Ай-Петри. Здесь расположена стоянка автобусов. Напротив стоянки перед вами метеостанция. Чуть выше по склону видно необычной формы сооружение — глобус на гранитном основании. Это так называемый «Айпетринский меридиан» — геодезический знак, отмечающий географические координаты и высоту местности. Слева от дороги — памятник крымским партизанам. Основание его сооружено из огромных необработанных каменных глыб. Чуть дальше над южнобережным обрывом, на скале Шишко, расположена видовая площадка. Она находится на высоте 1182 м над уровнем моря. Далеко внизу, сливаясь с горизонтом, неподвижно застыла морская гладь. Стройными рядами и врассыпную спускаются к морю дома Ялты. С крутых обрывов Ай-Петри к городу сползают лесистые отроги гор. Слева в море выступает мыс Мартьян — оконечность Никитского отрога, справа Ялтинский амфитеатр замыкают склоны горы Могаби. Между Могаби и скалой Шишко расположена гора Пендикюль. По склонам этих гор вам предстоит спускаться в Ялту. Между Могаби и Никитским отрогом лежит другой большой отрог — Иограф, холм Дарсан в Ялте — его продолжение.

Иограф служит водоразделом двух речек — Дерекойки и Учан-Су, в долинах которых и лежит Ялта. Кроме главных отрогов, к Ялтинскому амфитеатру спускаются отроги поменьше: Ставри-Кая, Кизил-Кая, Баланын-Кая, они разделяют притоки рек Дерекойки и Учан-Су. Сверху отчетливо видны участки серпантина извилистой, крутой дороги, ведущей в Ялту. Она напоминает веревочку, которую небрежно кольцами бросили на зеленые холмы. Дорогу эту строили русские военно-саперные батальоны с 1865 по 1894 г. в исключительно тяжелых условиях. Особенно трудным был участок в верхней части склона (17—22 км от Ялты). Здесь крутизна склона достигала 60—80°. Руководил работами инженер-полковник Шишко. Видовую площадку на скале Шишко не хочется покидать, особенно в ясную погоду, при хорошей видимости. Если повернуться спиной к обрыву, прямо перед нами окажется Айпетринское плато. Слева на горизонте вздымаются характерные «зубцы» горы Ай-Петри. На северо-западе возвышается гора Бедене-Кыр, а справа отдельные вершины как бы сливаются в горную гряду, заканчивающуюся далеко на востоке округлой горой Рока. Высота их над уровнем моря разная: Ай-Петри — 1233, Бедене-Кыра — 1320, Рока — 1346, а нижних частей долин — приблизительно 110 м.

Айпетринское плато, как и другие яйлы горного Крыма, интенсивно закарстовано. Здесь представлен классический горный карст. Сочетание геологических и климатических факторов создало условия для развития карстовых форм на поверхности яйл и в то же время лишило их воды. «Часами можно бродить по яйле, не встречая ни одного источника, ни одной капли воды»,— писал в 1915 г. русский исследователь-карстовед А. А. Крубер. Что касается Ай-Петри, Крубер был не совсем прав.   В   1906 г.   на   Айпетринской    яйле
инженер И. К. Сикорский построил плотину для водохранилища. Эту плотину еще и сейчас можно видеть на яйле, если пройти 3 км к северу от скалы Шишко. Водохранилище Сикорского более 20 лет исправно снабжало водой многочисленные отары овец. После землетрясения 1927 г. оно опустело.
На территории северо-восточного Ай-Петри спелеологи открыли и изучили 72 подземные карстовые полости (всего в Крыму их около 800). В числе их вторая по глубине в Крыму шахта Каскадная (глубина 400 м). После отдыха и осмотра достопримечательностей на Ай-Петри продолжим путь. До Ялты осталось около 20 км. Сначала под самыми обрывами дорога делает несколько длинных зигзагов, затем ныряет в лес. Через 2 км встретится указатель к «Серебряной беседке»— видовой площадке, расположенной на вершине скалы Пендикюль (865 м). Отсюда открывается великолепный вид на Ялтинский амфитеатр. Недалеко от Ялты — в 9 км вправо ответвляется дорога к горному озеру Караголь. В 7 км от Ялты дорога расширяется и переходит в ровную площадку. Двигаясь от нее влево по тропе, можно подойти к основанию самого крупного в Крыму водопада Учан-Су. Вода здесь падает с высоты около 100 м. Правда, полюбоваться таким зрелищем можно только весной, в пору таяния снега, или после обильных ливней. На скале, с которой срывается водопад, устроена видовая площадка, откуда открывается широкий вид на Ялту и склоны Ай-Петри. Ниже водопада, слева от дороги, можно увидеть затерявшуюся в зелени одинокую скалу. На ее западном обрыве видны остатки оборонительной стены. Это руины одной из некогда многочисленных средневековых крепостей (исаров) — Зиго-Исар, или Учан-Су-Исар. Ниже водопада ощутимо меняется характер леса: у подножия массива склоны покрыты кустарником и молодым лиственным лесом, в то время как выше дорога шла главным образом в массивах прекрасной крымской сосны. У самого въезда в город, слева от дороги,— дворец в мавританском стиле, построенный в 1908 г. по проекту ялтинского архитектора Н. Г. Тарасова для эмира Бухарского. За зданием после поворота, дорога вливается в широкую автомагистраль — Южнобережное шоссе, которое обтекает Ялту с запада и севера. По нему движется основной поток машин к курортам юго-западного побережья и Севастополю. Через несколько километров — ялтинский автовокзал.

Ялта — сравнительно небольшой город. Расположен он в долинах двух горных речек — Учан-Су, Дерекойки (она же Гува)  и  на  склонах  окрестных  гор  и  холмов.  Между этими, летом почти пересыхающими, речками

простирается вдоль моря городская набережная. Вместе с примыкающими к ней площадями, улицами, зелеными массивами она составляет административный, культурный, торговый центр близлежащей округи. Если же взглянуть шире (а такую возможность получает человек, прибывающий морем), то Ялта оказывается в просторном амфитеатре, ограниченном с запада конусообразной горой Могаби (около 810 м над уровнем моря), а с востока - отрогом Никитской  яйлы.   Этот  амфитеатр  изящно
подчеркнут Ялтинским заливом. В пределах того же амфитеатра лежат практически слившиеся с городом поселки Ливадия и Массандра, поэтому мы будем здесь говорить и о них. Ближайшие железнодорожная станция и аэропорт — в Симферополе. Расстояние по шоссе Ялта — Алушта — Симферополь 79 км. Троллейбус — наиболее популярный на этой линии вид транспорта — идет от железнодорожного вокзала два с половиной, а от аэропорта «Симферополь» около трех часов. Дорога живописна, и время в пути проходит почти незаметно — особенно для человека, едущего по ней впервые. Ежегодно множество иностранных судов под флагами различных государств делают остановки в Ялтинском порту в ходе туристских круизных рейсов. Широко разветвлена местная транспортная сеть, связывающая Ялту буквально со всеми городами и поселками Южного берега от Судака до Фороса. Тут главную роль играют автобусы и экскурсионные теплоходы.
Ялта находится примерно на одной географической широте с итальянскими городами Генуей и Равенной, и это само по себе отчасти говорит о ее природных условиях. Но лишь отчасти. Важнейшую роль играет сочетание теплого, незамерзающего моря и гор, которые стеной поднимаются на пути холодных ветров. Высота Главной гряды в пределах Ялтинского амфитеатра всего 1300—1500 м, но этого достаточно, чтобы влиять на климат. В то время, как для равнины и северных крымских предгорий характерны в январе минусовые среднемесячные температуры, в Ялте — +3,8, а нередки и по-настоящему теплые, солнечные дни, когда термометр показывает +18. Круглый год зеленеет трава и что-нибудь цветет. Случаются, впрочем, и снег, и морозы, и жестокие северо-восточные ветры, и сильные штормы, но в целом средиземноморский по своему  типу  климат  отличается  мягкостью.  Особенно  хороша п ервая  половина  осени, которую называют

«бархатным сезоном». Она и осень-то лишь по календарю. Словом, Ялта — один из самых теплых уголков Крыма.  Существенно,  что  влажность  воздуха  здесь  невысока —  это определило характер растительности и

отразилось на лечебном профиле курорта.
Склоны Ялтинского амфитеатра покрыты лесом. Основу его составляют сосна крымская и сосна обыкновенная, но наряду с ними встречаются можжевельник, дуб, бук, кизил, тис и немало других деревьев и кустарников. Лес очень красив, прекрасны урочища, ущелья в верховьях рек (Уч-Кош, Кизил-Кая и др.), но их значение выходит за рамки чисто эстетические — южнобережные леса играют чрезвычайно важную почвозащитную и водоохранную роль, а потому объявлены заповедными. К
сожалению, в последние годы увеличилась плотность застройки и это несколько отразилось на зеленом убранстве. Почти каждая здравница располагает собственным парком, а один из них — Ливадийский — и размерами, и разнообразием растительности перерос, так сказать, рамки санаторного, стал общекурортной достопримечательностью. Уместно будет заметить, что здесь берет начало известная прогулочная Солнечная тропа. Хороши также Массандровский и Приморский парки. Они закладывались на основе естественного южнобережного леса с широким использованием иноземных декоративных растений. К таким растениям-экзотам относятся и столь привычные для нас кипарис, магнолия, глициния, веерная пальма...— десятки видов. Климат и соответствующий ему характер растительности обусловили направление сельского хозяйства в ялтинских окрестностях. Здесь выращивают виноград и табак лучших сортов, персики, айву, миндаль, лаванду — теплолюбивые главным образом культуры.

Широкую известность получила, в частности, продукций знаменитого винодельческого объединения «Массандра», управление и головной завод которого находятся в одноименном поселке у въезда в Ялту со стороны Симферополя и Алушты. На Южном берегу до сих пор кое-где попадаются оливковые и ореховые деревья более чем почтенного возраста — иным из них за полтысячелетие. Между тем и маслина и грецкий орех — не коренные крымские жители. В давние времена их завезли сюда греки. Среди их поселений в Таврике было одно, называвшееся Ялитой. Менялись хозяева — половцы, владетели княжества Феодоро, татары, генуэзцы, турки, менялись даже названия поселения — его называли также Джалитой, Эталитой,— но время показало, что само место для него на склоне Поликуровского холма, близ мыса Святого Иоанна (сейчас мыс неприметен, от него берет начало построенный в конце прошлого века мол), выбрано чрезвычайно удачно. После присоединения Крыма к России царское правительство щедро раздаривало земли дворянам при одном непременном условии — освоения этих земель. На Южном берегу развернулось строительство, началась закладка парков, промышленных садов и виноградников. Район нуждался в некоем центре, и выбор пал на Ялту, хотя она была тогда всего лишь небольшой деревней. Этот выбор диктовали характер местности, достаточное по тем временам количество пресной воды, удобная бухта... В 1838 г., когда Ялта стала городом, она уже была связана шоссейной дорогой с Алуштой и Симферополем; дорога на Севастополь строилась. К концу века город превратился в популярный курорт. А. П. Чехов не без иронии отмечал «две особенности нарядной ялтинской толпы: пожилые дамы были одеты, как молодые, и было много генералов...».

«Престижности» способствовало и то, что, начиная с 60-х годов, ближайший пригород Ялты — Ливадия становится летней резиденцией царской семьи. Строились дворцы, виллы, особняки, отели, доходные дома, магазины. Строительный бум сопровождался спекуляцией земельными участками. Тогда и сложился тот облик Ялты, который долго сохранялся без существенных изменений. Главными улицами были Набережная, Виноградная (ныне Чехова), Аутская (Кирова), Почтовая (Свердлова),          Вульварная    (Рузвельта),
Елизаветинская (Коммунальная), Екатерининская (Литкенса), Гимназическая (Войкова), Пушкинская. Здесь работали знающие свое дело зодчие, и у города несомненно было свое лицо. Основным строительным материалом стал местный светло-серый известняк, достаточно прочный и декоративный. Он и сейчас придает старой Ялте, ее домам и тщательно сложенным подпорным стенам своеобразный колорит. Простой народ жил в окраинных слободах и окрестных селах: Аутке, Дерекое, Ай-Василе.
На уникальные природные условия Южного берега ученые обращали внимание еще в конце XVIII в., однако только профессор С. П. Боткин и особенно проживший в Ялте много лет доктор В. Н. Дмитриев дали четкие медицинские рекомендации и обоснования в связи с целебными свойствами здешнего климата.
Первенец ялтинского курорта - санаторий «Долоссы» построен в живописном сосновом лесу неподалеку от ущелья Уч-Кош.
Единственная в стране по протяженности и сложному горному рельефу троллейбусная трасса взяла на себя основную нагрузку в пассажирских перевозках.

С Южным берегом связаны важные международные события. Достаточно сказать, что здесь в феврале 1945 г. проходила историческая Ялтинская конференция руководителей трех великих держав, определившая многое в послевоенном устройстве мира. В Ялте жили или побывали А. Грибоедов, Н. Некрасов, Л. Толстой, М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, М. Коцюбинский, В. Короленко, Л. Андреев, В. Брюсов, С. Найденов и многие, многие другие писатели. Особенно тесной оказалась связь с городом Антона Павловича Чехова, который поселился здесь, построил дачу, занимался общественными делами и много работал в Ялте. Тут написаны «Три сестры», «Вишневый сад», «Архиерей», «В овраге», «Невеста»... С Чеховым связано интересное событие в культурной жизни Крыма — приезд сюда в 1900 г. на гастроли Московского Художественного театра во главе с К. Станиславским и Вл. Немировичем-Данченко. Труппа приехала как бы в гости к своему любимому автору. Небольшой ялтинский театр (он носит теперь имя А. П. Чехова) принимал в те дни в своих стенах не только блистательных артистов, но и зрителей, среди которых находились, кроме Чехова, Горький, Бунин, Скиталец, Мамин-Сибиряк, Гарин-Михайловский, Васнецов, Рахманинов... Кстати говоря, как раз напротив театра, на улице Литкенса, в квартире, где некогда жила великая украинская поэтесса Леся Украинка, создана музейная экспозиция о литературной, музыкальной и театральной Ялте. На этой же улице, жил замечательный армянский композитор А. Спендиаров. Композиторы Калинников, Мусоргский, Римский-Корсаков, художник Васильев, замечательный ученый профессор Чернов, человек разносторонних дарований Бертье-Делагард, а в советское время академики Курчатов, Королев, Туполев, писатели Маяковский, Тренев, Павленко, Маршак, Паустовский, Твардовский, космонавт Юрий Гагарин и многие его коллеги, наши и зарубежные государственные и политические деятели...—поистине проще назвать тех, кто не бывал в этом городе, нежели перечислить всех, кто посетил его и сказал о нем добрые слова.

Что посмотреть в первую очередь:
Дом-музей А. П. Чехова, Краеведческий музей и «Поляна сказок», Ливадийский дворец, Массандровский парк на востоке города, Боткинскую тропу в живописной горно-лесной, Водопад Учан-Су.

Туристический маршрут "Бахчисарай – Ай-Петри – Ялта". Где остановиться в Крыму, что посмотреть и где отдохнуть. Путешествие по Крыму на машине: Бельбекские ворота, Мангуп, Эски-Кермен, Дом-музей А. П. Чехова, Краеведческий музей и «Поляна сказок», Ливадийский дворец, Массандровский парк, Боткинская тропа, Водопад Учан-Су. На море в Крым.Ru

Туристический маршрут "Бахчисарай – Ай-Петри – Ялта". Где остановиться в Крыму, что посмотреть и где отдохнуть.  Путешествие по Крыму на машине: Бельбекские ворота, Мангуп, Эски-Кермен, Дом-музей А. П. Чехова, Краеведческий музей и «Поляна сказок», Ливадийский дворец, Массандровский парк, Боткинская тропа, Водопад Учан-Су. На море в Крым.Ru