Расскажитео нас

Яндекс.Погода
Забронировать трансфер в Крыму - 300x250
RU -  300x250 - Баннер
Аренда автомобилей по выгодным ценам - 300*250
RU - 336x280
Booking.com
300*250
250*250 RU
300*250

Туристический маршрут "Бахчисарай – Севастополь". Что посмотреть: Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Сапун-гора, Инкерман, Балаклава, Малахов курган, Памятник затопленным кораблям, Графская пристань, Владимирский собор. Отдых 2020 в Крыму

Туристический маршрут "Бахчисарай – Севастополь". Что посмотреть: Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Сапун-гора, Инкерман, Балаклава, Малахов курган, Памятник затопленным кораблям, Графская пристань, Владимирский собор. Отдых 2020 в Крыму.

Туристический маршрут "Бахчисарай – Севастополь"

Приехать в Бахчисарай и не посетить Чуфут-Кале! Какой турист удержится от этакого соблазна! Один из известнейших «пещерных городов» расположен всего в 3,5 км к юго-востоку от бывшего ханского дворца. Часть маршрута можно проехать, последний полуторакилометровый участок — пешком. Дорога идет по левому склону балки Марьям-дере и приводит к основанию широкой лестницы. Поднявшись по ней, осмотрим пещерные сооружения Успенского монастыря. За монастырем дорога спускается в старую ореховую рощу. Под ее сенью покоятся советские воины, умершие от ран в госпитале, располагавшемся в бывших гостиничных корпусах монастыря в период боев за Севастополь (апрель — май 1944 г.). От братского кладбища до Чуфут-Кале остается совсем небольшой участок пути. Городище занимает часть обширного мыса Бурунчак. Под названием «Кырк-Ор» (или «Кырк-Ер») оно известно с XIII в., а начиная с XVII в. его стали именовать Чуфут-Кале, т. е. «иудейская крепость», поскольку к тому времени здесь жили только караимы — тюрки, исповедовавшие религию, близкую к иудаизму. Старая дорога приводит к Южным воротам, створки которых сколочены из дубовых брусьев и окованы полосами железа. Через узкий коридор, образованный крепостной стеной и подтесанной скалой, попадаем на площадку перед группой искусственных пещер. Отсюда и начинается знакомство с Чуфут-Кале.
Древняя его часть занимала участок мыса в 9 га. С напольной стороны поселение было прикрыто оборонительной стеной, протянувшейся от одного края обрыва до другого. По данным раскопок, она построена  в  X—XI вв.  К  XV в.  перед  ней возникли новые жилые кварталы, для защиты их возвели еще одну

крепостную ограду. Таким образом территория города выросла в два раза. Ко времени образования Крымского ханства (30-е годы XV в.) Чуфут-Кале уже находился в руках татар. Некоторое время (до переноса в Бахчисарай) здесь была ханская ставка. К числу наиболее интересных архитектурных памятников принадлежат мавзолей Джаныке-ханым (1437 г.) и караимский храм (кенаса) XIV в. Хорошо защищенную крепость крымские ханы использовали как место заключения особо важных  пленников.  Так,  русский  воевода

В. Б. Шереметьев провел здесь в заточении 21 год (1660—1681). Из Бахчисарая можно совершить увлекательное путешествие в долину реки Качи, насыщенную природными и историко-археологическими памятниками.
Дорога туда начинается перед жилым массивом на юго-западной окраине города. Через 3 км на правом берегу реки увидим с. Предущельное, за ним дорога прижимается вплотную к нависающим скалам ущелья «Качинские ворота», образованного рекой при пересечении Внутренней гряды. У проезжей части слева находится огражденный сеткой Качинский навес — стоянка человека эпохи верхнего палеолита. Следуя по той же стороне, осмотрим навес Таш-Аир. Это многослойная стоянка — с неолита до раннего средневековья — памятник первобытного искусства. На сглаженной поверхности нависающего карниза красно-бурой охрой нанесены рисунки: бытовые сцены, группы пеших и конных воинов. Видимо, мирная жизнь обитавших здесь в эпоху бронзы людей была нарушена какими-то воинственными пришельцами. Далее, у въезда в с. Баштановку, расположено средневековое поселение Качи-Кальон. В высоком обрыве вдоль шоссе зияют отверстия пещер, вырубленных человеком. На довольно крутом склоне в беспорядке разбросаны глыбы известняка, во многих из них тоже высечены крипты. Возникло это прискальное поселение в эпоху раннего средневековья. О специализации его хозяйства свидетельствуют многочисленные (известно свыше 120) виноградодавильни в пещерах и на склоне. Кроме хозяйственных были и жилые пещеры, принадлежавшие монастырю (предположительно) IX—XV вв.
На левом берегу Качи, над Баштановкой, возвышается мыс Бурун-Кая, на котором сохранились остатки небольшого средневекового укрепления. западнее мыса, проходит Алимова балка, в ее верховьях— стоянка человека эпохи мезолита. К востоку от Баштановки в глубокой балке создан пруд, а чуть выше него находится минеральный источник, описанный в 1916 г. В. А. Обручевым и названный его именем. У источника оборудована туристская стоянка. Лежащее выше по долине с. Кудрино известно остатками средневековой церкви и находящейся неподалеку горой Тепе-Кермен. Невелика площадь поверхности этого живописного останца, однако здесь свыше 200 искусственных пещер, располагающихся в несколько ярусов. На плато археологи раскопали усадьбы, относящиеся к XIII—XIV вв. В верхнем течении Качи в районе с. Загорского не так давно построено крупное водохранилище, снабжающее водой Ялту. Истоки Качи лежат на северо-западном склоне Бабуган-яйлы, начинается она от слияния рек Писары и Биюк-Узеня и впадает в Черное море. Близ устья Качи на средства, собранные путем добровольных пожертвований, еще до революции была создана Севастопольская офицерская школа авиации, позже названная Качинской. В 1922 г. она объединилась с Гатчинской летной школой. От Бахчисарая севастопольская трасса, пересекая Качу, проходит по водораздельной равнине между реками Кача и Бельбек. На 38-м км, свернув налево, следуем по автодороге на Ай-Петри и Ялту, проложенной по долине Бельбека. Через 5 км на окраине с. Танкового шоссе разветвляется: прямо — в сторону Ялты, направо — через с. Красный Мак — в Севастополь.
Проедем вначале прямо до с. Малого Садового (бывш. Кучук-Сюрень). Здесь над левым берегом Бельбека возвышается мыс с обрывистыми склонами, носящий название Куле-Бурун. «Куле» означает «башня». Действительно, приглядевшись с дороги, можно увидеть 10-метровой высоты башню с остатками оборонительной стены. Это — раннесредневековое Сюреньское укрепление, бывшее, по всей вероятности, феодальным замком. Соседом Сюреньской крепости  является   маленький   пещерный
монастырь Чилтер-Коба, расположенный под юго-западным склоном соседнего мыса Ай-Тодор. С оконечности Куле-Буруна открывается прекрасный вид на долину Бельбека. Далеко на западе темнеют склоны Внешней гряды, а противоположная сторона долины представляет собой головокружительный обрыв известняковых пластов, пропиленных речкой, которая течет глубоко внизу.
Если следовать по грунтовой дороге к юго-западу от с. Красный Мак (через разрыв в гряде скал), можно добраться до городища Эски-Кермен. Оно занимает поверхность столовой горы, вытянутой с севера на юг. На южном склоне сохранилась древняя, вырубленная в скале дорога к главным городским воротам. Многочисленны искусственные пещеры Эски-Кермена, их свыше 300. Это оборонительные казематы (большинство — вдоль края обрыва), и высеченные в камне церкви, и хозяйственные сооружения. Сравнительно небольшая территория городища была густо застроена, о чем свидетельствуют выступающие из зарослей груды камней — развалины оград усадеб и стен домов. К раннесредневековому времени относится большой храм — базилика в центральной части плато. Раскопки его возобновились в 1979 г. На восточном краю обрыва прорублен осадный колодец — в нем собиралось до 70 куб. м воды.
Нельзя не отметить и такую достопримечательность, как «Храм трех всадников», высеченный в отдельно стоящей глыбе известняка. Храм известен прекрасной настенной живописью, изображающей трех конных воинов (отсюда название храма). В окрестностях его расположен некрополь, средневековое кладбище. Его археологические исследования в настоящее время дают новые материалы для изучения культуры населения города. Эски-Кермен прекратил существование в XIII в. под натиском татар. Этой печальной участи сумел избежать город Мангуп, расположенный поблизости, — 5 км к юго-востоку.
Мангупское плато, площадью около 90 га, было исключительно удобно для заселения: есть питьевая вода, неприступны склоны. Около тысячи лет назад на плато возник город, со временем самая большая по защищенной площади крепость Таврики. А еще ранее 120 на крайнем северо-восточном мысу Тешкли-Бурун («дырявом») появилась небольшая крепостца. В XIV—XV вв. Тешкли-Бурун превращается в цитадель города. Здесь было построено высокое трехэтажное здание — оно-то и стало укрепленной резиденцией князей Мангупских. Оборонительные стены обеспечивали неприступность цитадели. Роковым был для Мангупа 1475 г., когда на него обрушились турки. Полгода длилась осада. Картину штурма прослеживают археологи: расколотые турецкие ядра, бреши в кладке, следы пожаров. В декабре 1475 г. все было кончено: турки подвергли Мангуп страшному разгрому, большинство жителей погибло. После этих событий город пришел в упадок, хотя жизнь здесь теплилась до конца XVIII в. Возвращаемся на развилку Ялтинского и Севастопольского шоссе.
Отсюда, от памятника над братской могилой советских воинов, павших в боях за Севастополь, продолжаем путь к городу русской славы. Шоссе забирает немного вверх к оползневому склону Внешней гряды, затем опускается в долину реки Бельбек. Широкая долина в нижнем течении реки осенью 1941 г. стала ареной ожесточенных боев. Танковые соединения фашистов рвались к Севастополю. В районе с. Верхнесадового — тогда Дуванкой — продвижение их было остановлено. О том, какой ценой досталась победа, напоминает обелиск на возвышенности севернее села. На памятнике — имена пяти черноморцев, ставших легендарными:
политрук Николай Фильченков, краснофлотцы Иван Красносельский, Даниил Одинцов, Юрий Паршин, Василий Цибулько. За Верхнесадовым шоссе проходит вдоль обширных пальметтных садов, а затем, пересекая реку Бельбек, поднимается на Мекензиевы горы. Их платообразная поверхность занята посадками сосны и порослевым дубовым лесом. На 15-м км от Севастополя установлен памятник советским воинам, сражавшимся здесь в дни обороны города. С  Мекензиевых  гор  широкая  лента шоссе
сбегает к Инкерману. Город большим полукольцом охватывает берег Северной бухты у впадения в нее реки Черной. Здесь еще в VI в. было основано укрепление. Позднее на его месте возникло новое, известное в XIV—XV вв. под именем Каламита, а с конца XV в.— как Инкерман («пещерная крепость»). В Монастырской скале под крепостью высечены кельи и храмы, соединенные переходами. Возникновение этого монастыря предположительно относится к VIII—IX вв. В период первой обороны Севастополя здесь произошли два кровопролитных сражения — Инкерманское и Чернореченское. В окрестностях Инкермана издавна добывали мшанковый известняк — широкоизвестный инкерманский камень. За рекой Черной начинается затяжной подъем на Инкерманские высоты. Слева от дороги видна растрескавшаяся скала — результат взрыва подземных галерей — штолен, образовавшихся при добыче камня. В период второй обороны Севастополя, когда город подвергался интенсивному обстрелу и бомбежкам, в штольнях размещались предприятия, мастерские, школы и детские сады. Здесь севастопольцы изготовляли для фронта снаряды и мины, ремонтировали 122 оружие, шили обмундирование. Перед тем как оставить город, штольни взорвали. Вскоре шоссе соединяется с трассой Ялта — Севастополь. Слева на фоне неба возвышается обелиск Славы, установленный на вершине Сапун-горы. Направо — дорога в город-герой Севастополь.
Севастополь — город-герой. Но Севастополь еще и крупный морской порт, значительный промышленный, научный и культурный центр юга России. Город находится в юго-западной части Крымского полуострова, в холмистой местности, изобилующей удобными бухтами. Самая большая из них Севастопольская, или Северная, делит город па две неравные части — Северную и Южную стороны. Южная, в свою очередь, разделена одноименной, второй по величине, бухтой на Корабельную сторону и центр. Современный Севастополь — город республиканского федерального значения. В нем четыре административных района — Балаклавский, Гагаринский, Ленинский и Нахимовский. В городе развиты судоремонт и приборостроение, рыболовство и рыбообработка и винодельческая отрасль. Всего здесь свыше 40 крупных предприятий. Самое мощное из них — производственное объединение «Севастопольский морской завод». У этого предприятия (оно ровесник города) славная и героическая биография. На его верфях были построены знаменитый бриг «Меркурий» (1820 г.) и многие другие корабли, прославившиеся в морских сражениях. Много в городе парков, бульваров, скверов, чудесных пляжей и зон отдыха у моря.
Героическое прошлое Севастополя — одна из самых ярких страниц отечественной и мировой истории. Два века — таков официальный возраст города. На территории нынешнего Севастополя есть следы и более отдаленного времени — остатки таврских поселений и могильников в районе Инкермана, Балаклавы. До сих пор  впечатляют  своим  величием,  высоким  искусством   строителей  руины  города-государства   Херсонеса
Таврического. Большие удобные бухты юго-западного Крыма привлекли внимание русских флотоводцев вице-адмирала А. Н. Сенявина, героя Чесменского сражения вице-адмирала Ф. А. Клокачева и генералиссимуса А. В. Суворова. В то время на пустынных берегах нынешней Северной бухты была лишь маленькая деревушка Ак-Яр, в русском произношении — Ахтиар. 3 июня 1783 г. под руководством флаг-офицера лейтенанта Д. Н. Сенявина — будущего прославленного флотоводца — матросы    и    солдаты      начали     строить
часовню св. Николая, дом для контр-адмирала Ф. Ф. Мекензи — командующего эскадрой, пристань и кузницу, а через месяц — небольшое адмиралтейство. Название «Севастополь» присвоено городу 10 февраля 1784 г. по старому стилю рескриптом Екатерины II, в переводе с греческого слово это означает «величественный».
Город неоднократно подтверждал свое символическое имя. Свидетельством тому — и блистательные победы черноморской эскадры над турецким флотом под командованием адмиралов Ф. Ф. Ушакова, Д. Н. Сенявина, и две беспримерные по массовому героизму и стойкости севастопольцев легендарные обороны. Созданный как военно-морская база с верфью, Севастополь стал в 1804 г. главным военным портом Черноморского флота (ранее им был Херсон), а пять лет спустя — военной крепостью. Много сделал для развития и укрепления порта и крепости адмирал М. П. Лазарев, с 1832 г.— начальник штаба Черноморского флота, а с 1834 г.— главный командир флота и портов Черного моря. При нем почти полностью обновился флот — были подняты флаги на 160 боевых, транспортных и вспомогательных кораблях. Для защиты крепости: от нападения с моря было возведено пять мощных каменных фортов-батарей. Две из них — Константиновская и Михайловская — сохранились, ныне это памятники истории и морской фортификационной архитектуры (расположены на Северной стороне). В годы Восточной, или Крымской войны (1853—1856) на Севастополь был обрушен главный удар союзников — Англии, Франции и Турции (позже к ним присоединилось королевство Сардиния). И по вооружению, и по материально-техническому снабжению, и по численности армия союзников значительно превосходила силы защитников Севастополя. Сказывалась технико-экономическая отсталость крепостной России: не хватало ружей и пушек, пороха и обмундирования, продовольствия и медикаментов. Городу пришлось, пережить шесть мощных артиллерийских бомбардировок, а 6 июня1855 г. отражать яростный штурм бастионов Корабельной стороны — ключевых позиций обороны. (Это сражение изображено на полотно панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.»). Штурм был отбит, противник понес большие потери. Свыше одиннадцати месяцев — с 13 сентября 1854 г. по 27 августа 1855 г.— продолжалась великая эпопея. Оборона Севастополя была активной. Защитники города совершали дерзкие вылазки, ведя подземно-минную войну. Однако силы осажденных с каждым днем таяли, и 27 августа 1855 г., несмотря на самоотверженное сопротивление русских, противнику удалось захватить Малахов курган. Отступая, защитники Севастополя взорвали уцелевшие батареи, укрепления и в ночь на 28 августа 1855 г. по специально сооруженному плавучему мосту переправились через бухту на Северную сторону. Союзники, тоже понесшие огромные потери в ходе осады города, уже не пытались, да, пожалуй, и не имели сил для активных действий.
Так закончилась первая оборона Севастополя, поразившая весь мир отвагой, мужеством, доблестью русских воинов, безгранично преданных своей Отчизне. В дни обороны прославились матросы Петр Кошка, Игнатий Шевченко,  сапер Федор  Самокатов,  боцман  Степан  Буденко,  дочь  матроса  Дарья  Севастопольская, юные
герои Коля Пищенко и Максим Рыбальченко, хирург Николай Пирогов, артиллерийский офицер писатель Лев Толстой и еще тысячи солдат, матросов, горожан, офицеров, адмиралы и генералы. После многомесячной осады в Севастополе уцелело всего пять тысяч жителей. Довоенного уровня по количеству населения он достиг только в 1895 г. По условиям Парижского мирного договора от 18 марта 1856 г. Россия лишилась права иметь на Черном море военный   флот,   военно-морские   базы   и
крепости. Договор утратил силу в начале 70-х годов. В 1890 г. Севастополь официально стал морской крепостью 3-го класса. В начале XX в. в Севастополе проживало свыше 50 тысяч человек (немногим меньше было перед Крымской войной). Он развивался как главная база Черноморского флота и как курортный город.
Севастополь был одним из тех городов, на которые фашистская авиация совершила налет в первые часы Великой Отечественной войны. Осенью 1941 г., как и осенью 1854 г., Севастополь снова стал городом-фронтом. На суше, море и в воздухе шли ожесточенные бои. Моряки, летчики, артиллеристы, пехотинцы, бойцы народного ополчения, тысячи коммунистов, комсомольцев и беспартийных, не щадя своей жизни, сдерживали бешеный натиск гитлеровцев, имевших значительный перевес в живой силе и технике. А глубоко под землей, в штольнях, рабочие двух спецкомбинатов изготовляли авиабомбы и минометы, мины и гранаты, обувь и обмундирование, снабжали защитников всем необходимым. Сквозь огненные завесы и минные поля прорывались в Севастополь корабли Черноморского флота, доставляя пополнение, боеприпасы, продовольствие. 54 его защитникам присвоено звание Героя Советского Союза. Свыше сорока тысяч награждены медалью «За оборону Севастополя». Двести пятьдесят огненных дней и ночей длилась вторая героическая оборона города. На мемориальной стене из розового гранита — имена 240 Героев Советского Союза, особо отличившихся при штурме фашистских укреплений и освобождении Севастополя. Подвиг защитников и освободителей увековечили также 212 памятников. Севастополь удостоен звания города-героя, а Черноморский флот награжден орденом Красного Знамени.
Фасадом Севастополь обращен к морю. Благодаря удачной застройке с центрального холма его можно любоваться живописными пейзажами Южной, Северной и Артиллерийской бухт. Гармоничен и оригинален центр города — так называемое «Городское кольцо» —в обрамлении бульваров, скверов и площадей.
Что посмотреть.
В Севастополе и его окрестностях более 1200 памятников археологии, истории, архитектуры и монументального искусства, например, такие как: Владимирский собор — усыпальница русских адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина и др. Строительство собора в византийском стиле по проекту профессора архитектуры К. А. Тона было начато в 1854 г. и закончено в 1888 г. с учетом переработок  и  дополнений  проекта   академиком  архитектуры  А. А.  Авдеевым;     Мемориал   героической
обороны Севастополя 1941—1942 гг. сооружен в 1964 г. у подпорной стены Матросского бульвара (скульптор В. В. Яковлев, архитектор И. Е. Фиалко). На гранитных досках мемориала — названия боевых соединений, частей, кораблей и городских организаций, отстаивавших город, а также имена пятидесяти четырех Героев Советского Союза, прославившихся в дни легендарной обороны;
Памятник А. И. Казарскому установлен на Мичманском (теперь Матросский) бульваре    в    1839 г.  Первый  памятник  в
городе. Построен на средства моряков по проекту академика архитектуры А. П. Брюллова — брата знаменитого художника. Монумент посвящен блистательной победе экипажа брига «Меркурий» над флагманом турецкого флота «Селимие» и кораблем «Реал-бей», имевшими десятикратное превосходство в артиллерии;
Памятник П. С. Нахимову установлен 5 ноября 1959 г. на центральной площади имени прославленного флотоводца и одного из руководителей первой обороны Севастополя;
Графская пристань построена в 1846 г. по инициативе адмирала М. П. Лазарева (проект инженера Д. Уптона). С Графской пристанью — парадным причалом города — связано много исторических событий. Об этом повествуют установленные здесь мемориальные доски;
Памятник затопленным кораблям сооружен в бухте в десяти метрах от набережной Приморского бульвара в 1904 г. по проекту скульптора А. Г. Адамсона в память о кораблях, затопленных в первую оборону на севастопольском рейде, чтобы преградить путь вражескому флоту;
Обелиск в честь города-героя Севастополя воздвигнут на мысе Хрустальном 3 ноября 1977 г.;
Памятник Э. И. Тотлебену, генералу, который возглавил инженерные работы в осажденном Севастополе в дни первой обороны. Монумент установлен в августе 1909 г. Авторы проекта — русский кавалерийский генерал, художник А. А. Бильдерлинг и И. Н. Шредер. На Историческом бульваре находятся также памятники воинам Четвертого бастиона, Язоновского редута, Льву Николаевичу Толстому, мемориальные обозначения на местах батарей и всемирно известная Панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.». — выдающееся произведение русской батальной живописи, созданное профессором Петербургской академии художеств Ф. А. Рубо. Панорама открыта 14 мая 1905 г. На Сапун-горе установлены также памятники: обелиск Славы, воинам-освободителям 51-й армии, 77-й Симферопольской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии им. С. Орджоникидзе. Здесь экспонируются образцы боевой техники и вооружения периода Великой Отечественной войны;
Малахов курган — мемориальный комплекс, который объединяет более 20 памятников и мемориальных обозначений, сооруженных в честь подвигов героев первой и второй обороны Севастополя;
Памятник матросу Петру Кошке, герою первой обороны, создан старшими матросами братьями Василием и Иосифом Кейдуками, установлен 26 мая 1956 г.;
Паровоз-памятник установлен недалеко от автовокзала 24 октября 1967 г. Это паровоз прославленного бронепоезда «Железняков». Бронепоезд, построенный рабочими морзавода, всю вторую оборону Севастополя наносил сокрушительные удары по врагу;
Танк-памятник установлен в мае 1944 г. на Зеленой горке над автовокзалом. Боевая машина, ставшая памятником всем танкистам, освобождавшим Севастополь, штурмовала укрепления фашистов и подорвалась на мине у подножия высоты Горной;
Памятник воинам 414-й Анапской Краснознаменной стрелковой дивизии на братской могиле воинов-грузин, участников освобождения Севастополя в мае 1944 г. В нескольких метрах от этого обелиска сооружен Памятник воинам 89-й Таманской Краснознаменной ордена Красной Звезды стрелковой дивизии;
Памятник воинам 318-й Новороссийской имени ВЦИК ордена Суворова горнострелковой дивизии. Она начинала боевой путь под Новороссийском в составе 18-й армии; прославилась в сражениях на Северном Кавказе, под Керчью, освобождала Севастополь;
Памятник воинам 2-й гвардейской армии, освобождавшей Севастополь, сооружен 24 июля 1944 г. на Северной стороне по проекту архитектора К. А. Чанкветадзе;
Братское кладбище защитников Севастополя 1854—1855 гг.— комплексный памятник. 120 мраморных и каменных памятников увековечили подвиги верных сынов России. В 1870 г. по проекту архитектора А. А. Авдеева построена часовня-пирамида св. Николая. На ее боковых гранях — названия частей, оборонявших Севастополь, имена 943 погибших офицеров, генералов и адмиралов. Недалеко от часовни находится кладбище советских воинов, павших во время обороны города в 1941—1942 гг.— тоже комплексный памятник. Находится на Приморском бульваре;
Морская библиотека и Художественный музей расположены рядом — на просп. Нахимова. Морская библиотека — одна из старейших в стране. Открыта 21 июня 1822 г. на средства офицеров флота. Сейчас в ее фондах свыше 300 тыс. книг, среди которых много уникальных;
Музей Краснознаменного Черноморского флота. Основан по инициативе генерала Э. И. Тотлебена и других участников первой обороны Севастополя 14 сентября 1869 г. Расположенный возле историко-археологического заповедника Херсонес Таврический.

Туристический маршрут "Бахчисарай – Севастополь". Путешествие по Крыму: Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Сапун-гора, Инкерман, Балаклава, Малахов курган, Памятник затопленным кораблям, Графская пристань, Владимирский собор. Где остановиться в Крыму, что посмотреть и где отдохнуть. На море в Крым.Ru

Туристический маршрут "Бахчисарай – Севастополь". Путешествие по Крыму: Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Сапун-гора, Инкерман, Балаклава, Малахов курган, Памятник затопленным кораблям, Графская пристань, Владимирский собор. Где остановиться в Крыму, что посмотреть и где отдохнуть. На море в Крым.Ru